Надежда на счастье Право ребенка на семью
«Позвоните маме!» - говорит малыш.
«А когда вы мне найдёте родителей» - говорят дети постарше.
Эти просьбы мы слышим каждый день. И это норма для детей, воспитывающихся в детском доме, даже в таком замечательном, как наш «Аистенок». Потому что каждый ребёнок хочет быть счастливым, а это возможно только в семье. Лучше и выразительнее слова мама нет ничего на свете. Оно почти на всех языках звучит одинаково, а мать обладает великой силой. Недаром в трудную минуту на протяжении всего жизненного пути мы чаще всего повторяем именно это слово – «мама». Беззаветно любя своих детей, она много сил отдает для того, чтобы вырастить и воспитать их. И в ответ дети тоже любят своих матерей.
Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда. Матери нужны в любом возрасте, какими бы взрослыми и самостоятельными мы себя не считали.
Дети, попавшие в детские дома, - это уже дети из группы риска. Одним из наиболее мощных и дезадаптирующих факторов для ребёнка является отказ от него родителей или насильственный отрыв от родной семьи. Подарить ребёнку-сироте тепло и заботу — значит помочь не только ему. О необходимости специализированной подготовки принимающих родителей свидетельствует зарубежный и российский опыт семейного устройства. Но зачастую, желающие взять ребёнка в семью, даже не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться, как подготовить свой дом и самих себя, как оформить документы и т.д.
Решение этих проблем взяла на себя Школа кандидата в замещающие родители, организованная в апреле 2007 года на базе нашего детского дома «Аистенок».
Приятно сознавать, что к нам в службу обращается всё больше и больше желающих принять ребёнка в семью. Эти люди принимают детей-сирот, как своих. И совсем не важно, что не они родили этих детей. Самое главное, что они нашли друг друга и помогли обездоленным детям обрести любовь, дом, семью.
Я убеждена: чем больше будет таких семей, тем меньше будет трагедий у обездоленных детей.
Статус, семейное и материальное положение, личностные качества у кандидатов разные, но желание одно - «Мы хотим взять ребёнка».
Не счесть мотиваций, которыми руководствуются кандидаты, решаясь принять ребёнка в семью. Даже самая положительная и устойчивая мотивация не может обеспечить гармоничное вхождение ребёнка в новую семью. Поэтому главной целью в нашей работе мы считаем оказание практической помощи в принятии осознанного, ответственного решения и окончательного ответа на вопрос: «Зачем я беру ребёнка?». И если кандидаты в первую очередь думают о ребёнке, о том, что они могут сделать для него, значит они на правильном пути.
Чтобы не допустить распада приёмных семей и связанных с этим психических травм у детей, необходима специализированная подготовка родителей в Школах замещающих родителей и дальнейшее их сопровождение.
Как показывает практика, отсутствие системного обучения часто приводит к тому, что в семьях возникают большие сложности на начальном этапе принятия ребёнка в семью, прохождении возрастных кризисов, в подростковом возрасте. Именно в эти периоды неподготовленные, лишённые помощи специалистов сопровождения, семьи отказываются от воспитания ребёнка, расторгают договор о создании приёмной семьи.
Поэтому мы разработали Программу подготовки кандидатов в замещающие родители «Мы вместе».
Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.
Все занятия построены на отработке осознанного решения: принять ребёнка в семью, т. е. кандидаты на протяжении всего обучения дают оценку своей готовности к приёму.
Часть занятий предусматривает участие родителей уже созданных замещающих семей, которые делятся своими впечатлениями, рассказывают о проблемах, успехах и т.п.
Посещая первые занятия в Школе, кандидаты недоумевают, зачем им это надо, ведь они и так всё знают и умеют. Но в ходе обучения и общения в группе отрадно отмечать изменения, происходящие в их душах, поведении, настроении.
Выводы, к которым кандидаты постепенно приходят, отражены в Книге отзывов и предложений:

- «Положительные эмоции, очень правильное направление, нужно двигаться в том же направлении. Хорошие, умные, добрые, профессиональные педагоги, а так же ученики. Всем большое спасибо за хорошие уроки жизни.
Желаем Вам здоровья и процветания Вашей работе в таком трудном, но благородном деле» П.А.Д. (10.03.2008 г.)

- «Большое спасибо психологам, социальным работникам, которые проводят Школу приёмных родителей. Очень много познаём, когда приходим в Школу. Дай Бог здоровья и удачных групп. Школа дала многое даже для отношений со своими детьми. Надеюсь, что по прохождению Школы будет больше детей, обретших семьи.» С.И.В. (09.11.2009 г.)

- «Хочется выразить огромную благодарность педагогам и психологам за профессионализм в подаче материала, за неформальный подход, тёплое и радушное отношение к людям. Кандидатам в замещающие родители была оказана реальная помощь в познании и юридических аспектах и, главное, огромная моральная поддержка. Здесь работают действительно неравнодушные люди, влюблённые в свою профессию и любящие детей. Земной Вам поклон и помощи Божьей во всех ваших начинаниях.» П.Е.В. (26.05.2010 г.)

«Курсы по подготовке кандидатов в замещающие родители, которые я прошла, считаю их очень необходимыми для будущих родителей, которые решились взять приёмных детей. Данные курсы дают знания по воспитанию детей, их можно применять при возникновении проблемных ситуаций в воспитании; знания, которые пригодятся мне в воспитании ребёнка.
Выражаю благодарность коллективу детского дома «Аистёнок» за их работу, за их профессионализм в области психологии и социологии, как педагогов, проявляющих заботу и любовь к детям.
Хочется поблагодарить директора Блинникову В.Н., которая создала сплочённый, дружелюбный коллектив.» К.Т.В. (20.01.2011 г.)

- «Низкий поклон и огромное спасибо этим чутким, мужественным людям, которые дарят нам надежду и необходимые навыки в воспитании детей. К окончанию занятий у нашей пары практически исчезли все страхи, появилось ощущение лёгкости и уверенности, что у нас всё получится.
Желаем Вам удачи и понимания, послушных детишек, замечательных родителей.» Г. А.В. (11.03.2011 г.)

« Школа по подготовке кандидатов в замещающие родители необходима. Она научила меня в некоторых вопросах воспитания ребёнка находить более оптимальные и коррективные методы решения всевозможных проблем, с которыми всем родителям приходится сталкиваться. Помимо отношений с ребёнком Школа ещё помогает самим родителям повысить в первую очередь свою самооценку и пересмотреть некоторые взгляды на отношения внутри семьи. Я считаю, что такую Школу следует проходить и кровным родителям.
Большое спасибо хочется сказать всем педагогам. Вы делаете очень сложную и кропотливую работу. Низкий Вам поклон.» Г.О.М. (20.01.2012 г.)

Эти выводы также являются оценкой нашего труда.
Мы должны принимать несовершенство самих себя и других, нам всем есть чему поучиться и всегда можно улучшить себя. Использование на занятиях метода обратной связи позволяет учиться на том, что получаешь от других, показывает, что мы были неэффективны в данное время и, таким образом, приводит нас к более эффективному подходу или решению.
Поэтому иногда в процессе подготовки кандидаты меняют своё решение, что говорит об их неготовности к принятию ребёнка в семью. И это тоже положительный результат. Потому что возврат в детский дом воспринимается ребёнком как предательство, может стать непреодолимой психической травмой для него, однажды уже лишившегося родителей. Такие дети невротичны, агрессивны, необщительны. У них развиваются комплексы неполноценности, недоверия к окружающему миру.
За истёкший период в нашей Школе прошли подготовку 99 кандидатов, было создано 123 замещающие семьи.
Образцом милосердия и добра, высокой духовности, настоящего гражданского служения являются эти семьи. На них ложатся вопросы воспитания, образования. Организации отдыха и создания благоприятных условий в семье. Как правило, эти люди не любят громких слов и суеты, они просто стараются все свое тепло отдать детям, которые теперь уже для них стали родными.
Хочется сказать особые слова признательности в адрес семей Городничевой А.И., Труниной Т.А., Полуниной Л.С., Летуновской Е.Н., Негановой Н.А., Коробовой М.А., Порядиной Е.В., Чигиревой В.С., Вержевикиных Е.В. и В.В., Склядневых В.Л. и Е.В., Чертовиковых О.Н. и И.В., кто взял на себя ответственность воспитывать приемных детей, у которых любви хватает не только на своих детей, но и на приемных. Это Лисина Р.С., Чигирева В.С., Вержевикины Е.В. и В.В., Склядневы В.Л. и Е.В., Чертовиковы О.Н. и И.В. и др.
У вас большие и любящие сердца. Благодаря Вам, несколько маленьких человечков приобрели настоящую семью.
Спасибо Вам!
Быть родителями – это самый тяжелый, и в то же время, самый почетный труд. На таких людях и держится этот мир.
Можно говорить до бесконечности, но разве можно выразить словами ту глубочайшую признательность, безграничную благодарность Вам, уважаемые родители, за Вашу каждодневную жертву, за Ваш бесконечный подвиг! Спасибо! Желаю Вам хороших детей, которые не разочаруют Вас и будут такими, какими Вы хотите их видеть: любящими и счастливыми. И чтобы Вы никогда не знали иных слез, кроме слез радости!
Но наша работа с кандидатами на этом не заканчивается. Принимая детей в семьи они все становятся членами нашей Школы и Клуба замещающих родителей.

Педагог-психолог службы по устройству детей в семью
и сопровождению замещающих семей
ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»
Карюкина Ольга Александровна.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Тайна усыновления: за и против?
  • Формирование профессиональных компетенций замещающих родителей
  • ИСТОРИЯ НАШЕЙ СЕМЬИ
  • Я и моя семья
  • Почему дети нуждаются в границах?