Родительское выгорание. Как себе помочь. Консультации
Синдром эмоционального выгорания был описан ещё в прошлом столетии американскими психологами. Изначально эмоциональное выгорание рассматривалось как профессиональная проблема работников помогающих специальностей: учителей, врачей и др., т.е. для специалистов, которым по роду деятельности необходимо постоянно находиться в бодром, оптимистичном состоянии, что, по сути, является длительной стрессовой ситуацией, разрушающей психику.
Для родителей, в т. ч. принимающих, этот синдром также характерен. К сожалению, риск эмоционального выгорания родителя мало осознаётся в обществе. Человек (чаще всего мать), который жалуется на усталость от родительства, рискует получить порицание вместо поддержки («не распускайся!», «ты же дома сидишь», «мы с отцом троих вырастили и не жаловались»).

Родительское выгорание. Как себе помочь.

Какие родители оказываются в «группе риска»?
 многодетные семьи с детьми, разница в возрасте которых меньше пяти лет;
 мамы, совмещающие семью и работу;
 неполные семьи;
 семьи, в которых постоянно возникают конфликтные ситуации;
 семьи, не прожившие горе утраты;
 семьи, потерпевшие неудачу в воспитании старших детей;
 родители-перфекционисты;
 семьи со сложными, стеснёнными бытовыми условиями;
 взрослые, пережившие неблагополучное детство;
 родители, постоянно находящиеся под наблюдением и контролем «третьих лиц» (органов опеки, старших родственников и др.).
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия:
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно компетентным.
Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, о не заслуженности своего положения, недооцененности окружающими (детьми, супругами, родственниками) собственных усилий, о собственном несовершенстве.
Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Что нас делает слабыми?
• Низкая оценка домашнего труда.
• Отсутствие удовлетворенности от завершения хорошо сделанной работы.
• Отстранение от профессиональных интересов.
• Невероятная круглосуточная ответственность.
• Узкий круг общения и тем для обсуждения.
• Неуверенность в себе.
• Финансовая неизвестность.
• Мультифункциональность.
• Высокие требования к современным матерям.
• Отсутствие четкой структуры времяпровождения.

С чего начать изменения?
• Прислушиваться к своим потребностям.
• Расставлять приоритеты.
• Выходить к людям.
• Заботиться о своем комфорте.
• Выражать эмоции.
• Принимать себя.
• Снижать планку.
• Составлять ежедневный план.
• Правильно регулярно питаться, полноценный сон.
• Ежедневные прогулки.
• Просить помощи, если нужна.
• Наполнять себя ресурсами (творческое самовыражение).
Предлагаем выполнять следующее когнитивно-поведенческие упражнение, которое применяются с целью самопомощи.
Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.
Упражнение «Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике).
Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:

Шаг 1. Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:
- «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;
- «Я испытываю тревогу, потому что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;
- «Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

Шаг 2. После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Шаг 3. Концентрируем внимание на окружающем:
- Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета.
- На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то, что почувствовали.

Шаг 4. Концентрируем внимание на внутреннем мире:
- Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.
- Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.
- После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.
Главное - помните: синдром эмоционального выгорания - не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

Материал подготовила:
Илясова Т.В., ведущий психолог ТОГБУ «Центр «Ради будущего»
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Семинар «Синдром эмоционального выгорания замещающих родителей: причины, по ...
  • СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
  • Дети в интернете – памятка для родителей
  • Боязнь плохих оценок у детей. Как поддержать
  • Я иду гулять...


  • Информация
    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.