ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Разговор наедине
Первые дни, проведенные ребенком в новой семье, имеют огромное значение для построения дальнейших взаимоотношений со всеми её членами, поэтому на то, как будет организовано вхождение ребенка в новый дом, следует обратить особое внимание.
Особым образом нужно подготовить ритуал ухода ребенка из интернатного учреждения. Конечно, это не относится к совсем маленькому ребенку, которого вы забираете из дома ребенка, речь идет о ребенке от года и старше.
Отъезд ребенка может быть обставлен по-разному: либо это публичное прощание со всеми детьми, либо тихий незаметный уход ребенка из интернатного учреждения. Дайте ребенку попрощаться, принесите конфеты и раздайте детям: «Это вам от Мишеньки!». Не торопитесь, раздав сладости, уйти: для вашего ребенка важно осознать, что все видели его с мамой и папой, и именно его родители угостили всех конфетами. Ребенку просто необходимо погреться в лучах собственной славы, обнять в последний раз воспитательницу.
Помните, вы должны строго следовать рекомендациям специалистов. Необходимо получить у лечащего педиатра данные о здоровье: перенесенные заболевания, травмы, операции; наличие хронических болезней и аллергических реакций. Также располагать следующей информацией:
- план действий в экстренных ситуациях (обострение хронического заболевания, травма, отравление);
- набор необходимых медикаментов в домашней аптечке;
- особенности режима дня (часы сна и бодрствования, период прогулок, объем физических нагрузок, время просмотра телепередач и занятий с компьютером);
- особенности режима питания (ограничение в приеме некоторых продуктов, количество и кратность приемов пищи, технология приготовления пищи);
- план наблюдения определенными специалистами, сроки и место консультаций и обследований.
Вот Вы, наконец, дома! Если ребенок совсем маленький, его можно внести в дом без дополнительных церемоний и объяснений. Ребенка от полутора лет и старше, если он задремал в машине, желательно разбудить: представляете, каково ему будет проснуться в незнакомой обстановке, среди чужих людей, животных и вещей? Покажите ему дверь, возьмите за руку и, объясняя каждый следующий шаг, войдите в дом.
В квартире при этом не должно быть слишком много народу, только члены семьи. Не нужно с первой же минуты показывать малышу полочку, куда он будет ставить обувь, или вешалку для уличной одежды. Откройте дверь комнаты, где он будет жить, и пригласите его туда.
Не выкладывайте в один присест сразу все игрушки.
Хорошо, если к приезду ребенка будет готова горячая еда. Покажите ребенку его тарелку, ложку. Не суетитесь: если вам удастся с первого дня приучить его к тому, что в доме все едят за одним столом – считайте, что избавились сразу же от половины проблем.
Не пытайтесь в первый же день показать все. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать дом, при этом не нужно ходить за ним, как экскурсовод.
Ведите себя спокойно и уверенно; когда ребенок задает вопрос – отвечайте на него; просит о помощи – помогите. Постарайтесь избежать суеты и ажиотажа, помните – теперь это и его дом, пусть чувствует себя в нем не гостем, а хозяином.
В суматохе первого дня пребывания приемного ребенка в доме не забывайте и про кровных детей. Когда в доме появляется ребенок, все сразу же встает с ног на голову и начинает вертеться вокруг нового члена семьи. Первые дни, а может быть, даже месяцы, мама не может ни на минуту расслабиться и оглядеться по сторонам, таким образом, ваш ребенок, которого вся эта суета сводит с ума, понимает только одно – он больше не нужен. Похожие сцены случаются повсеместно в семьях, ожидающих рождения своего родного ребенка. Что же говорить, если родители решили взять приемного?
Кровный ребенок чувствует обиду и ревность, поэтому крайне важно заверить его в своей любви и уважении, спрашивайте его совета, просите о помощи. Желательно, чтобы ваш родной ребенок на правах хозяина мог показать новому члену семьи квартиру и игрушки.
Первый день появления ребенка дома всегда эмоционально насыщен и ребенок может быть перевозбужден, поэтому организуйте ребенку успокаивающую ванну, и, прежде чем, уложить его в постель, разрешите ему посидеть в ней и немного поиграть. Дело в том, что в интернатном учреждении у него все было совершенно по-другому, и это явное несходство может вызвать панику в сознании ребенка, особенно маленького.
Со следующего утра начинается новая жизнь. Ряд детей имеет нарушения ритма сна и бодрствования, вследствие чего приходится планомерно формировать правильный режим дня, точно обозначая для ребенка часы приема пищи, прогулки, игры, сна и т. д. Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребенок жил последнее время.
Хотя правила необходимо вводить с первого же дня, лучше в первые дни исключить из общения с ребенком жесткие и категорические требования. Дисциплинирующие ограничения лучше использовать попозже, когда ребенок привыкнет к новым условиям. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребенка, постараться почувствовать его состояние и в основном наблюдать за ребенком.
Следует быть особенно осторожными в плане насыщения приемного ребенка новыми образами и впечатлениями. Если вы видите, что к вечеру ребенок начинает «заводиться» и скандалить, уменьшите свет, поиграйте в более спокойные игры, почитайте ему книжку или устройте смотр флотилии в ванне. Возможно, что на какое-то время даже придется свести поток новой информации до минимума.
В первые две недели предоставьте ребенку возможность самому осваиваться в незнакомой для него обстановке, объясняйте ему, что можно и чего нельзя, только в случае необходимости: например, если начнет лезть в розетку. Родители обязаны иметь представление об основных принципах безопасности в квартире, на улице и в общественных местах в зависимости от возраста ребенка и его социальной адаптации. Квартира должна быть безопасна для проживания ребенка: электрические розетки, потенциально опасные бытовые электроприборы, любые медикаменты и инструменты находятся вне зоны досягаемости ребенка. Необходимо планомерно обучать ребенка правилам использования бытовых приборов под контролем взрослого.
Кухня представляет собой место повышенной опасности: кухонная плита и стоящая на ней горячая кухонная посуда; столовые приборы; бытовая кухонная техника; предметы бытовой химии. Поэтому нужно уделять много внимания объяснению правил поведения на кухне и не оставлять ребенка без присмотра взрослых до момента полного усвоения им навыков пользования кухней.
Маленького ребенка в ванной комнате оставлять одного нельзя ни в коем случае, особенно если ванна наполнена водой. Нужно научить ребенка правильно пользоваться кранами, а также предотвратить возможность падения ребенка на скользких поверхностях.
Всегда имеется серьезная опасность падения ребенка из окна или с балкона, поэтому нельзя оставлять ребенка одного, если есть вероятность такого несчастного случая (открытое окно, балкон).
Если в доме имеются домашние животные, ребенок знакомится с правилами ухода и общения с ними.
Иногда устраивается праздник по случаю появления ребенка в семье, так как каждый родитель хочет показать своего ребенка родственникам и друзьям, а те не могут дождаться, когда новый член семьи переступит порог дома. Многие родители представляют, как они заберут ребенка домой и как организуют торжество – с большим детским праздником, бабушками, большим праздничным столом и фейерверком.
Но только представьте себе маленького человечка, который, может быть, за всю жизнь ни разу не выходил за территорию интернатного учреждения, не видел никаких взрослых, кроме знакомых воспитателей, или ребенка более старшего возраста, который никогда не был предметом пристального внимания нескольких человек сразу и просто может растеряться в шумной и непонятной обстановке.
Стоит проявить осторожность и с праздничным меню, даже если персонал интернатного учреждения уверяет, что ваш ребенок не страдает никакой пищевой аллергией. Часть детей не знают определенных видов продуктов и боятся пробовать новые для них блюда, поэтому нужно очень постепенно приучать детей к разнообразному питанию.
Поэтому не следует в первый же день приглашать гостей: для ребенка вполне достаточно членов семьи. В дальнейшем постарайтесь хотя бы 2-3 недели не приводить посторонних людей. Праздник можно устроить гораздо позже, когда ребенок полностью освоится в доме, постепенно познакомится с родственниками и близким окружением семьи.
Иногда в первые дни после появления в семье дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть» - потребность в безопасности), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. Если это произошло, уточните у ребенка, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложите подумать до утра, а утром скажите ему, что «теперь твой дом – здесь, и мы хотим, чтоб ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем». Если ребенок маленький, достаточно просто сказать: «Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии».
Семья представляет собой не застывшую систему, а динамичную. Естественно, появление приемного ребенка вносит в ее функционирование существенные изменения. Эти изменения, как показывает опыт, касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения во взаимоотношениях супругов. Чтобы данная ситуация еще более не усугублялась неудачами в воспитании ребенка, желательно: во-первых, разумно организовать жизненное пространство приемного ребенка, продумать целесообразный возрасту режим дня, позволяющий своевременно переключать внимание ребенка с одного вида занятий на другие, чередовать их; во-вторых, рационально выстраивать отношения приемного ребенка вначале в замещающей семье: с родителями, затем – родственниками, соседями, другими детьми, не перегружая общением и не изолируя от него. В-третьих, подкреплять первые впечатления ребенка от проживания в замещающей семье педагогически целесообразным сочетанием ситуаций успеха с положительными и отрицательными эмоциями; в-четвертых, помогать адаптации ребенка за счет семейного обучения элементарным жизненным умениям и навыкам.

ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Появление в семье приемного ребенка
  • Сказка для приемного ребенка
  • Я иду гулять...
  • Почему дети нуждаются в границах?
  • Трудности преодолеваем вместе!