Формирование профессиональных компетенций замещающих родителей Разговор наедине
Первоочередной задачей сегодняшнего дня является повышение профессиональных компетенций замещающих родителей. Конечно, нельзя научить человека любить, но и одной способности любить для замещающих родителей недостаточно. Необходимо владеть соответствующими знаниями и навыками, чтобы уметь найти выход из сложной ситуации, причем наименее болезненный для психики ребенка, но при этом и наиболее действенный.
Под компетентностью подразумевается совокупность личностных качеств, позволяющих решать проблемы и задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, жизненного опыта, с учетом индивидуальных наклонностей и моральных ценностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенной компетентности для реализации на разных уровнях. Вопрос о компетенциях чрезвычайно актуален в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, в связи с профессионализацией труда замещающих родителей. Сейчас мы можем говорить о том, что со второй половины 90-х годов началось становление новой профессии в России. Много говорится в данный момент о создании профессиональных замещающих семей, которые в любой момент будут готовы к принятию ребенка, оставшегося без родительского попечения.
Главное требование для любой замещающей семьи — обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребенка-сироты с учетом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития.
Для этого современный замещающий родитель должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, необходимых ему для более эффективного выполнения своих обязанностей.
Прежде всего, это умение осуществлять воспитание приемных детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии. Оно выражается в понимании переживаний детей, расставшихся со своей семьей и утративших привычную среду общения, из-за чего во взаимоотношениях с ребенком могут возникать особые проблемы, для решения которых потребуется время и терпение. Успешный замещающий родитель признает, что ребенок — это личность, у него есть чувства, с которыми необходимо считаться, и помогает ему в развитии самоуважения, адекватной самооценке, успешной социализации. Замещающий родитель как опытный педагог должен уметь управлять поведением ребенка, не применяя физического, эмоционального или другого недопустимого наказания. Для этого ему необходимо знать причины, которые кроются за разными видами поведения ребенка, и способы поощрения поведения или препятствования ему.
Еще одно важное умение для замещающих родителей — это умение правильно взаимодействовать с кровной семьей ребенка и другими значимыми для него людьми. Так как зачастую замещающей семье очень тяжело разрешать общение приемного ребенка с его родственниками. Это продиктовано желанием защитить ребенка от предполагаемого негативного влияния родителей, но это общение необходимо, прежде всего, самому ребенку и замещающим родителям.
Для обеспечения безопасности и заботливого окружения замещающие родители должны создать дома такие условия, при которых ребенок будет защищен от причинения ему вреда и насилия со стороны. Так как приемные дети являются уязвимыми мишенями для насилия, нужно научить ребенка защищать себя в случае опасности.
Одно из важных качеств замещающего родителя — это наличие хорошо развитых коммуникативных навыков. Так как в процессе воспитания приемного ребенка приходится сотрудничать с различными специалистами, организациями, родителями и родственниками ребенка, выполнять конкретные задания, брать на себя ответственность, то замещающий родитель должен уметь эффективно общаться. Причем общаться различными способами, даже в ситуациях, когда общение чем-то может быть затруднено.
Также необходимо умение поддерживать связи с людьми и организациями, которые могут оказать различную помощь и самому обращаться за такой помощью, понимая, что прием ребенка-сироты является для него целиком новым опытом и поэтому потребуется дополнительная помощь. Профессиональный замещающий родитель должен обладать толерантностью, быть терпимым, уважать равенство и равноправие других людей и общественных групп, признавать, что все люди имеют права и имеют право отличаться от других, и при этом не считаться ни лучше и ни хуже остальных.
Замещающий родитель также должен обладать достаточным количеством энергии для того, чтобы удовлетворить эмоциональные и физические потребности приемных детей, при этом сохраняя обязательства по отношению к своей семье и работе, имея представление о собственном потенциале и пределе собственных возможностей. Не всегда на этапе подготовки потенциальные замещающие родители могут реально представлять:
- сколько времени потребует воспитание приемного ребенка;
- как отразиться появление приемного ребенка на родных детях;
- как окружающие отнесутся к новой деятельности и свое отношение на их реакцию;
- как приход ребенка отразится на внутрисемейных отношениях.
Некоторым тяжело принять тот факт, что нельзя ожидать от приемного ребенка чувства благодарности по отношению к замещающим родителям.
Работа замещающего родителя связана с большим количеством стрессовых ситуаций, что требует от него огромного самообладания, устойчивости к конфликтам, умения поддерживать свою семью, особенно детей, в тяжелые моменты, находить источники помощи, если это необходимо, для себя, членов своей семьи, приемных детей.
Все вышеперечисленные компетенции целенаправленно развиваются в ходе обучения кандидатов в замещающие родители и в процессе сопровождения замещающих семей в службе сопровождения замещающих семей Котовской специальной (коррекционной) школы-интерната.
В существующей на сегодняшний день структуре социального и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно выделить несколько составляющих, которые способствуют в конечном итоге формированию профессиональных компетенций замещающих родителей:
- диагностический блок (диагностика кандидатов, замещающих родителей, детей);
- информационно-просветительский блок (тематические стендовые сообщения, распространение печатных материалов, буклетов, памяток);
- консультативный блок (индивидуальное консультирование кандидатов, обратившихся замещающих родителей, детей, групповое консультирование);
- блок развивающей и коррекционной работы (индивидуальная развивающая и коррекционная работа, групповые занятия в «Школе замещающих родителей, занятия в «Школе кандидатов в замещающие родители»).
Работа по формированию профессиональных компетенций замещающих родителей реализуется специалистами нашей Службы в следующих направлениях деятельности:
1. Подготовка семьи к принятию ребенка ведется с момента обращения кандидатов в Службу. Работа с семьей начинается с проведения диагностики личностных особенностей, родительских установок и реакций кандидатов с использованием различного инструментария, в том числе и компьютерного тестирования, по результатам которого выявляются определенные затруднения, вероятностные риски, которые без последующей корректировки могут негативно сказаться на проживании приемного ребенка в семье. Далее проводятся занятия в «Школе кандидатов в замещающие родители», на которых потенциальные замещающие родители информируются об особенностях детей, оставшихся без родительского попечения, о динамике психофизиологического развития ребенка, о тех трудностях, с которыми им предстоит столкнуться в процессе воспитания ребенка, о психологической нагрузке для всей семьи. «Школа кандидатов в замещающие родители» — это система подготовки кандидатов в замещающие родители к принятию осознанного решения об организации замещающей семьи, обучение кандидатов в замещающие родители и членов их семей введению ребёнка в семейную структуру, построению гармоничных детско-родительских отношений с учётом личностной специфики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эффективным методам адаптации приёмного ребёнка в социуме.
Занятия включают в себя лекционные и интерактивные формы работы, разделены на 4 блока: юридический, социально-бытовой, медицинский, психолого-педагогический. В процессе работы возможно консультирование по всем возникающим вопросам, организация консультаций с другими специалистами (юристом, медицинскими работниками). Также приглашаем кандидатов на занятия в «Школу приемных родителей» для организации общения с уже опытными замещающими родителями.
2. Социально-психологическое сопровождение замещающих семей, направленное на предупреждение и нивелирование негативных ситуаций, возникающих в процессе становления замещающей заботы, актуализация ресурсов семьи и выработка адекватных стратегий поведения в ситуации семейного и индивидуального стресса. Реализуется через такие формы работы, как индивидуальное и групповое консультирование, мониторинг эффективности замещающей заботы (диагностирование детей и замещающих родителей), посещение семей, групповые занятия в «Школе замещающих родителей», организация досуга замещающих семей (игротека, поездки и экскурсии, праздники), подготовка и распространение тематических памяток. Особенно хочется сказать о такой форме работы как «Школа замещающих родителей», которая организована для тех семей, в которых уже воспитываются дети, оставшиеся без родительского попечения, дети-сироты. Эта форма работы нам кажется наиболее результативной для формирования профессиональных компетенций замещающих родителей, поскольку на этапе функционирования семьи проблемы замещающих родителей «высвечиваются» наиболее ярко и требуют немедленного реагирования и решения. Таким образом, снимается проблема мотивации, так как замещающие родители сами заинтересованы в разрешении проблемной ситуации и развитии определенной профессиональной компетенции для этого. Родительские занятия организуются с целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения приемных детей и проводятся как в форме лекций, так и интерактивных методов обучения (упражнения, игры, тренинги, обсуждения, дискуссии). В ходе групповых занятий в «Школе замещающих родителей» кроме получения необходимой информации от специалистов службы, взрослые могут обсудить проблемы воспитания приемных детей, поделиться собственным опытом выхода из сложной ситуации, пересмотреть свою родительскую позицию, ощутить эмоциональную поддержку со стороны других родителей. С этого года начала оказываться новая услуга, напоминающая семейную гостиную, — это игротека. Замещающие родители вместе с детьми могут прийти в Службу, где в специально оборудованной комнате созданы условия для организации разнообразной совместной игровой и творческой деятельности родителей и детей, там родители могут научиться играть с детьми, эффективно с ними взаимодействовать в ходе игры.
Хотелось бы подчеркнуть, что по нашему убеждению, все семьи будущих замещающих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Все перечисленные формы организации работы нашей Службы сопровождения позволяют создать условия для формирования профессиональных компетенций замещающих родителей.



Шелпакова Ирина Борисовна – руководитель Центра по профилактике социального сиротства г. Котовска
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Семинар «Учет факторов риска в процессе подготовки кандидатов и сопровожден ...
  • КРУГЛЫЙ СТОЛ «Сопровождение замещающих семей как профилактика вторичных отк ...
  • III областная конференция замещающих семей: «Залог успешной социализации за ...
  • План - график (сетевой график) по направлению (подготовка кандидатов в заме ...
  • семинар для замещающих родителей на тему «Прошлое приемного ребенка. Взаимо ...


  • Информация
    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.