МИР НА ПЕСКЕ Разговор наедине
Сегодня у наших детей много современных игрушек, но игры в песочнице не теряют актуальности. Песочница по-прежнему любимое место малышей. Играя в песок, дети совершенствуют чувственный опыт и практически познают свойства материалов. Поэтому не случайно психологи и педагоги играм с песком уделяют большое внимание.
Русский физиолог И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте. Дети начинают познавать качества предметов и явлений окружающего мира через чувственное их восприятие, и в этом им оказывают существенную помощь игры с песком и водой. Психологи (К.Г.Юнг, Дора Калфф, М.Ловенфельд) утверждали, что песок и вода поглощают негативную психологическую энергию, взаимодействие с ними очищает энергетику человека и стабилизирует эмоциональное состояние.
Привлекать детей к играм с песком и водой можно уже с 1,5 лет. Основным условием успешной игры, является участие взрослого. В таком взаимодействии игра обретет смысл, и действия детей с предметами носят познавательный характер. Игры с песком и водой дарят ребенку раскрепощение и уверенность, он испытывает настоящее счастье, становится более открытым, так как не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Особенно полезны такие игры застенчивым и замкнутым детям.
Песочница – это первая созидательная площадка, позволяющая проявить ребенку фантазию, творчество и выдумку. Однако игры в песочнице не отличаются разнообразием. Мальчики увлечены строительством дорог, девочки пекут пирожки и торты. На самом деле, песок можно использовать более эффективно в образовательных целях с использованием интересных видов деятельности.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребѐнка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Предлагаем вашему вниманию формы работы по организации игр с песком, которые можно использовать в любое время года на улице и дома. Перед началом игры песок необходимо просеять, прокалить в обычной домашней духовке и пересыпать в объѐмный ящик, в котором будет играть ребѐнок. Песка должно быть достаточно много.
В начале игры с песком проводится массаж рук. При этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажеры, сосновые/еловые шишки, массажные шарики, карандаши с гранями и т.д. Другой вариант - предложить ребенку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с теплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.
В процессе подготовки к игре дать ребенку возможность многократно обследовать песок. Необходимо показать, какие действия, направленные на преобразование песка можно производить. Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребенка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Действия с песком можно производить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.) или пересыпать совком, ложкой, ладошками. В процессе игр детям предлагается определять вес и свойства песка (сухой, мокрый). Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей, перевернув их, получить такое же количество «куличиков», сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Можно предложить детям «поздороваться» с песком, положив ладони на песок. Затем сделать дорожку, «пройти» пальчиками, дотронуться до песка поочередно пальчиками правой руки, затем левой. Так же можно предложить ребенку сжать кулачками песок, дотрагиваться до песка внутренней и тыльной стороной ладони, перетереть песок между пальцами и ладонями.
Игры с песком.
«Печем куличики». Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок.
«Спрячь игрушки». Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка. (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
«Расскажи сказку». Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Вам понадобятся пластмассовые фигурки к сказке, веточки деревьев, шишки, камешки, набор детской мебели. В театрализованную постановку можно играть всей семьей. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.
«Пройди по дорожке». Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.
«Необыкновенные следы». Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
«Мы создаем мир» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ, в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
И еще есть много удивительных и разнообразных игр с песком: «Копание ямок», «Насыпание кучек», «Строительство замков» и рытье «пещер». Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги) и многое другое. Стимулирование самостоятельной игровой деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.
Что же дают ребенку игры с песком?
1. Закаливание детского организма.
2. Релаксационный эффект.
3. Сенсорное развитие. Ребенок знакомиться с целой гаммой разнообразных тактильных ощущений.
4.У ребенка успешно развивается мелкая моторики рук (руки ребенка становятся более цепкими, а пальцы - сильными и ловкими, это очень пригодиться , когда придет время сесть за парту и взяться за ручку).
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Развитие творчества, фантазии.

Илясова Т.В. , ведущий психолог ТОГБУ
«Центр «Ради будущего».
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Детские страхи. Что делать?
  • Арт-терапия для родителей
  • Сказка для приемного ребенка
  • ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
  • Формирование профессиональных компетенций замещающих родителей