Арт-терапия для родителей Разговор наедине
Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс

Вот и наступил долгожданный день – ребёнок переступил порог вашего дома! Ещё чувствуется скованность в движениях, в общении, ещё не совсем налажен быт… и перед приёмными родителями встаёт множество вопросов: как сделать пребывание ребёнка в семье комфортным с первого дня? Как наладить доверительные отношения с ребёнком? Как помочь ему безболезненно пережить смену обстановки, друзей, школы? И ещё тысяча этих «как…?» грозной стеной встают перед приёмными родителями. Вроде и тренинги посещали, и на консультации ходили, а волнение всё равно накатывает волной или прячется где-то внутри, давая о себе знать тревожными звоночками. Будьте смелее, дорогие родители! Ведь вы уже сделали тот шаг, на который рискнули пойти не многие – вы протянули руку маленькому беззащитному созданию, нуждающемуся в вас! Вы знали, что будет трудно и были готовы к этому! А найти ответы на некоторые ваши вопросы вам могут помочь приёмы арт-терапии.
Что же такое арт-терапия? Если переводить дословно, это «лечение искусством». Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие, и релаксация, и рефлексия одновременно. Упражнения арт-терапии помогут ребёнку (и взрослому в том числе!) побороть агрессию и негатив, научиться выражать свои взгляды и чувства, поднять самооценку, решить имеющиеся конфликты и проблемы, а также привести свои мысли и чувства к гармонии. Несомненными плюсами такого метода является его доступность и почти полное отсутствие противопоказаний.
На сегодняшний день существует множество методов арт-терапии, а все потому, что этот способ психологической помощи охватывает все сферы искусства и творчества. Перечислим самые основные:
Изотерапия (работа, связанная с изобразительным искусством, лепкой и рисованием позволяет раскрыть свой творческий потенциал, избавиться от комплексов, обретя уверенность в себе).
Сказкотерапия (знакомство со сказками, которые помогают детишкам избавиться от комплексов, найти выход из затруднительного положения, не терять силы и веру).
Танцевальная терапия (обучение танцам применяется для избавления от комплексов, а также в качестве профилактики неврозов).
Игротерапия (посредством игрушек дети моделируют жизненные ситуации, выпуская наружу свои страхи и желания, а значит, преодолевают психологические трудности).
Цветотерапия (известно, что зеленый цвет помогает быстрее восстановить силы, а голубой – быстро успокаивает; благодаря подбору вещей и предметов определенного цвета, ребенок может решить множество психологических проблем).
Песочная терапия (работа с песком успокаивает, помогает победить комплексы и страхи, снимает эмоциональное напряжение).
Ценность и значимость арт-терапии состоит в том, что значение имеет не качество конечного результата творчества, а сам процесс, в котором выявляются, выплёскиваются внутренние переживания, как ребёнка, так и взрослого.
Творческие занятия для обретения душевной гармонии можно и нужно проводить и в домашних условиях. Например, изобразительное искусство и игры способны помочь ребёнку избавиться от страхов (а в первые дни пребывания в семье их накапливается большое количество) и научиться выходить из эмоционально неблагополучных и конфликтных ситуаций.
Важные правила: арт-терапия строится на одном очень важном постулате — процесс работы важнее, чем её результат. Не нужно стремиться создать шедевр. Пусть ребёнок «творит» по своему наитию: размазывает краски руками, мнёт рисунок и даже рвёт его.
Как организовать совместное творчество? Важно позаботиться о подходящем месте и одежде, которую можно спокойно пачкать. Творчество не терпит ограничений, поэтому ребёнок не должен бояться сделать неосторожное движение, оставить пятно, забрызгать обои и так далее. Что касается материалов, то чем больше их будет, тем лучше. Подойдут краски, карандаши, мелки, кусочки ткани, фольга, клей, кисточки, поролоновые губки и так далее.
Если ребёнок очень стесняется (а в первое время это не редкость) и не знает, с чего ему начать – возьмите инициативу в свои руки: подскажите, дайте ориентир (например: поставьте кляксу на листе бумаги, спросите ребёнка: «На что она похожа?», наклоните лист в одну сторону, в другую, пусть клякса немного растечётся по листу, сочиняйте попутно сказку о приключениях кляксы и т.д.). Но как только ребёнок возьмёт инициативу на себя, в творческий процесс не следует вмешиваться! Предпочтительнее работать совместно с ребёнком, под его «чутким руководством». Очень полезно не только изображать персонажей, но и говорить от их лица. Такой приём позволяет посмотреть на проблемы друг друга со стороны.
Как сделать процесс совместного терапевтического творчества забавнее? Абсолютно каждый ребенок любит рисовать. Кто-то для этого творчества использует краски, кто-то карандаши, а некоторые включают свою фантазию и применяют для написания картинок что-то необычное. А если и вам использовать… ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ!?
Процесс приготовления волшебных красок обязательно обыграем: «Возьмём в ладошку немного муки…подружимся с нею…какая она на ощупь?... согреем её ладошками, подарим ей частицу тепла. Поселим её в стаканчик, добавим немного соли, перемешаем, пусть они подружатся.
А теперь добавим волшебного эликсира (растительного масла), он придаст нашей краске блеск. Добавим сюда и «живой воды», подружим воду с содержимым стаканчика, а чтобы наши краски были прочными, устойчивыми, подружим всё с волшебным клеем (ПВА). Но наши краски совсем не яркие! Выбери гуашь любимого цвета и добавь её в стаканчик, перемешай, чтобы все составляющие хорошенько подружились. Вот и готовы самые настоящие волшебные краски, которые помогают нарисовать самые волшебные рисунки!»
Такими красками с удовольствием рисуют и самые маленькие художники, и критически настроенные подростки.
Кстати, выбирать вид занятия и подручные средства необходимо в зависимости от того, с какой проблемой столкнулся ребёнок. Например, при гневе и агрессии помогают манипуляции с песком, глиной и пластилином, гиперактивным детям полезна работа с маркерами, карандашами и создание коллажей, детям, перенёсшим психические травмы, рекомендуется рисовать акварелью, акриловыми красками и гуашью.
Если же ребёнок (вдруг!) не любит рисовать, то ему можно предложить «творить» коллажи из картинок, вырезанных из журналов и газет.
Если кроха переживает из-за проблем в детском саду, лучше всего не расспрашивать его и не читать нотации, а предложить поиграть. Пусть куклы, мишки и зайки заменят его одногруппников. В такой инсценировке можно опробовать различные варианты поведения.
Школьнику, имеющему проблемы с самооценкой, поможет создание вышеупомянутых коллажей из журнальных вырезок. Посредине большого листа следует наклеить фото сына или дочки, а рядом с ним отразить все его цели и мечты, выбрав соответствующие картинки из глянцевых изданий.
Использование для творческой работы непривычных предметов и материалов приводит детей в восторг, способствует развитию креативности мышления, провоцируя на поиск новых средств творческого самовыражения. Например, техника «Набрызг».
Для её применения вам потребуется большой лист бумаги (1/2 или целый лист ватмана), краски, зубная щётка и стека из коробки пластилина. Добавляем в гуашь или акварель немного воды, слегка обмакиваем в краску щетину зубной щетки, опускаем щетину вниз над листом бумаги и проводим стекой по щетине в направлении к себе. Отпружинивая, щетина разбрасывает красочные брызги по вашему художественному полотну, украшая его брызгами салюта, фейерверка или тем, что подскажет фантазия ребёнка. Внести окончательные штрихи можно кисточкой, аппликацией и т.д.
Ещё одна техника, вызывающая детский интерес, предполагает использование… пены для бритья! На рабочую поверхность выдавите немного пены для бритья и предложите ребёнку её потрогать, взбить, порисовать по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного гуаши, предоставив ребёнку право выбора цвета. Рядом делаем ещё одно пятно из пены с добавлением другого цвета и т.д. Высыхая, окрашенная пена для бритья создаёт на поверхности бумаги причудливые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком рассмотреть в этих узорах сюжет сказки, волшебного зверя, обсудите, какой он.
Ребята постарше часто на первых порах предпочитают рисованию более сложные техники. Это продиктовано стремлением показать родителям, что они многое умеют, не боятся трудностей. Поддержите их! Предложите им связать кружева… из бумаги. И здесь у вас есть огромный простор для творчества – вырезание снежинок, контурное вырезание. Но помните принцип – «от простого к сложному». Если вы заинтересовались сами и заинтересовали ребёнка, вы никогда об этом не пожалеете! Ваши творческие работы украсят ваш интерьер, могут послужить достойным подарком вашим друзьям и друзьям ребёнка.
Уважаемые родители, если вы заметили, что ребёнку грустно – рисуйте! Ребёнок раздражён, агрессивен – лепите! Ребёнок возбуждён – танцуйте! Ребёнок задумчив, чем-то озадачен – рисуйте каракули! Как сказала поэтесса Татьяна Коваль:
Если есть карандаши
И листок бумаги,
То рисую от души
Я калямаляки.
Толстые, пузатые,
Даже волосатые,
Синие и красные –
В общем, очень разные.
Что же я нарисовал?
Не слона, не самосвал,
Не собаку, не кота,
Это просто КРАСОТА
Творите, фантазируйте, не устанавливайте границ «можно» и «нельзя» в творчестве и выборе способов творческого проявления! И вы увидите, как теплеют глаза ребёнка, как отогревается его сердце, и получите в ответ его благодарность и искреннюю любовь!

Чернякова Марина Юрьевна, педагог-психолог
ТОГБОУ «Отъясская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»


Арт-терапия для родителей
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Тайна усыновления: за и против?
  • Детские страхи. Что делать?
  • Я иду гулять...
  • Почему дети нуждаются в границах?
  • Учимся быть грамотными родителями. Поведенческие расстройства детей и подро ...