Детские страхи. Что делать? Разговор наедине

Детские страхи. Что делать?
«Если вы стремитесь разрешить какую-нибудь проблему, делайте это с любовью»
Кен Кэрри
Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Но, ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо. Именно в этом случае между вами и ребенком установится взаимное доверие.
На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:
- от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.
- от 7 месяцев до года ребенка пугают громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание, смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха являются отверстие стока в ванной и душ.
- дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары).
- источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик, ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх закрепится.
- дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало.
- в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают.
- 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.
- страхи подросткового возраста (13-16 лет) связаны с боязнью «потерять себя». Подростки боятся быть «не такими, как все», боятся осуждения и неприятия со стороны одноклассников и ровесников. Отсюда развитие мнительности и подозрительности с повышенной тревожностью, а также застенчивость, препятствующая их нормальному общению.
Перечисленные страхи обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком, и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.
ЭТАП ПЕРВЫЙ – «Рисуем страхи»
Нарисовать страх – один из самых верных способов одержать над ним победу. Для работы нам понадобятся: цветные карандаши, краски, пастельные мелки, фломастеры, маркеры – что больше по душе – и лист бумаги. Если на предложение нарисовать страх ваш ребенок отвечает, что не хочет или не умеет этого делать – не стоит его заставлять и принуждать, постарайтесь лучше подбодрить его: «А ты попробуй, я верю, что у тебя обязательно получится! Ты начни, а я тебе помогу». И действительно помогите, - только пусть малыш руководит, объясняет, направляет вас. При этом не забывайте, что основную часть работы ребенок должен проделать сам.
Далее, когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком о его страхе, - спросите, почему он его боится. Задайте и другие вопросы: где живет страх, откуда взялся, какого он цвета, на что похож… И, наконец, – как можно его победить? Чего он (страх) cам боится больше всего на свете? Далее – по обстоятельствам: если страх, нарисованный ребенком, боится, к примеру, огня – листок с его изображением можно торжественно сжечь на металлическом подносе. А если – воды, то его можно отправить в дальнее плавание по канализации, предварительно спустив в унитаз. Страх можно изорвать, изрезать ножницами на мелкие кусочки, сделать из него самолетик и выпустить в окно.
Но можно поступить и по-другому. После того, как ребенок нарисовал свой страх, предложите ему с помощью тех же карандашей и красок превратить его во что-то безопасное, совсем не страшное, а, может, даже и смешное. Если ваш малыш боится собаки или волка – пусть «отправит» страшного зверя в клетку с тяжелым замком, нарисовав и то, и другое. Если он опасается тигра с настенного календаря (бывает и такое) – пускай изобразит рядом с полосатым хищником дрессировщика, способного его обуздать. Кощея Бессмертного можно «нарядить» в шутовской колпак, розовые тапочки с помпонами и, в довершение всего, усадить на горшок. В таком комичном виде злобный персонаж сразу же утратит свою сверхъестественную силу. Наконец, ребенок может нарисовать себя побеждающим свой страх, не боящимся той или иной ситуации.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов и т. д. Когда подобные поделки — плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, положительные.
ВТОРОЙ ЭТАП - «Предметно-ролевые игры»
Игры являются наиболее эффективным способом работы по преодолению детских страхов. Они снимают у ребенка избыток скованности, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости. Не торопитесь проиграть сразу всё. Лучше двигаться вперёд потихоньку, тогда ребёнок лучше осмыслит происходящее, и эффект будет прочнее. К играм можно привлекать и других детей, но только в том случае, если Ваш ребёнок не будет их стесняться.
Игра «Пятнашки» (для детей от 3 лет)
Эта игра предназначена для снижения у детей страхов перед неожиданным воздействием, криком, болью (в том числе и от уколов) или физической угрозой.
Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет, также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа «Только попадись!», «Не догонишь!» и т. п. Кроме того, для успешности вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям, приговаривать с похвалой: «Смотри, какой ловкий!», «Никак не могу догнать!», «Устал, сдаюсь!» и т.д.
Подвижные игры вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребёнка снижается страх перед ними в реальных отношениях. Оказавшись в роли водящего, ребёнок, пусть и шутливо, но может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.
Затем, для пущей драматизации, полезно, пригласив в игру ещё несколько детей, сделать страшные и комические маски.
Продолжительность «Пятнашек» не должна быть долгой: лучше, чтобы она не превышала 10 минут.
Игра «Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет)
Перед сном мама ложится к ребенку в постель. Свет не выключается.
Накрывшись одеялом, мама ласково говорит ребенку слова, похожие на чудесную, баюкающую сказку. О том, что они вдвоем маленькие зверушки, которые лежат в своей теплой, уютной и безопасной норке. И пусть на улице темно, пусть на улице идет дождь, снег, бушует ветер, но в норке тепло и хорошо. Здесь никто не страшен. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!
Под этот своеобразный заговор ребенок постепенно расслабляется и спокойно засыпает.
Это вечерний вариант игры.
Утром же мама (или папа) может исполнить роль злого волка, который пытается забрать ребенка под одеяло (то есть, «к зверушке в норку»). Зверушка его прогоняет. Периодически роль злого волка можно давать и самому ребенку.
Это вариант исключительно утренний. Вечером его использовать нельзя, так как психика ребенка может перевозбудиться, что плохо скажется на его ночном сне.
Игра «Сердитый утёнок» (для детей 4-5 лет)
Робкие, «затюканные» дети часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снижать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребёнком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, Утёнка. Пусть покажет, как Утёнок сердится, потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. Это можно даже сделать номером домашнего концерта. Например, Утёнок хочет поймать червячка (изображаемого шнурком, за который тянет кто-то из взрослых), а червячок уползает. Утёнок рассержен (ребёнок топает ногой, хмурится, сжимает кулаки и т.д.) .
Игра «Ищем в плохом хорошее» (для детей 6-8 лет)
Эта игра предлагается детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние.
Взрослый обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребёнок с отцом пошли в кино, но опоздали, и их не пустили. Неприятная ситуация? Безусловно. Спрашивается, что можно в ней найти положительного, чем себя утешить? (Например, на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого). За каждый благоприятный вариант начисляется по очку. У кого очков будет больше, тот, естественно, выигрывает. Можно придумывать ситуации по очереди.
Таким образом, уважаемые родители, помните, что какой бы способ в борьбе с детскими страхами вы не выбрали, ваша любовь, забота, внимание и ласка – лучшие помощники.


Ирина ЧЕРЕМИСИНА
социальный педагог ТОГУ «Центр «Ради будущего»
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Сказка для приемного ребенка
  • Арт-терапия для родителей
  • Я иду гулять...
  • Размышления на тему «Бить или не бить…»
  • Почему дети нуждаются в границах?