Появление в семье приемного ребенка Разговор наедине
Появление в семье ребенка всегда сопряжено с разного рода мыслями, побуждающими к размышлениям о том, какие трудности предстоит преодолеть в процессе воспитания. Более проблематично могут выстраиваться взаимоотношения между членами семьи, когда в доме появляется приемный ребенок.

С чем придется столкнуться маме и папе на первых порах, об особенностях поведения детей в замещающих семьях нам рассказывает Людмила Алексеевна Мареева.

- Взяв в семью чужого ребенка, родители морально готовят себя к тому, что им не избежать конфликтов с новым человечком. Чтобы не идеализировать сложный процесс привыкания новых родителей к ребенку и наоборот, скажите, к чему надо быть готовым в первые годы совместно проживания?


- Мамам и папам, решившимся взять приемного ребенка, стоит учитывать предыдущее место его пребывания. В зависимости от того, где он находился до этого, в интернатном учреждении или же в другой семье, и как продолжительно, будут проявляться его черты характера и манера поведения. Что касается периодов адаптации ребенка к новым условиям, то практически по всем формам его устройства в семью они одинаковы.

Первый – «медовый месяц» или период знакомства длится условно 2-3 недели с того момента, когда ребенка только взяли в семью. Это некое состояние эйфории, когда его все опекают, холят, лелеют. Однако здесь родителей поджидают коварности. Подобная гиперопека формирует у ребенка определенные навыки поведения, что может привести к отрицательным последствиям. Необходимо брать во внимание тот факт, что ребенок, который раньше не жил в семье, не имеет навыков проявления чувств. Его необходимо учить этому. Порой поцелуй перед сном, пожелание спокойной ночи, поглаживание по голове, чтении сказок – для некоторых это совершенно новые и непривычные проявления родительской заботы и ласки. Вот поэтому у ребенка в первое время следует спрашивать разрешение.

Очень сложно проходит у детей подготовка к первой ночи в новой семье. Как правило, это стресс. Почему? Он остается без какого-то близкого ему до этого человека, с новыми тетей и дядей. Ребенка следует подготовить. Желательно, чтобы в комнате горел свет. Пусть в первую ночь с ним останется кто-то из взрослых. Лучше, если это будет мама. Если ребенок воспитывался в интернате, то там преимущественно женский коллектив и к присутствию мужчин дети не готовы. С другой стороны, если ребенок жил в неблагополучной семье, да к тому же папа прибегал к жестоким мерам «воспитания», то в первом периоде возможно неприятие мужчин. Еще одно правило на этот период: желательно не приглашать в дом посторонних, гостей. Ребенок находится в стадии привыкания, начинает успокаиваться, а новые люди могут спровоцировать смятение. По возможности не стоит посещать какие-то увеселительные общественные учреждения, всевозможные кафе, потому что для ребенка и домашняя обстановка еще в тягость, а подобные места и тем более. Отдайте предпочтение спокойным совместным прогулкам в парках, скверах, в лесу. В это время начинайте знакомить ребенка с правилами проживания в вашем доме, семейным традициям.

- Многие конфликты возникают на почве соперничества кровных и приемных детей за внимание и любовь родителей.


- В том случае, если в семье есть кровные дети, их следует заранее готовить к появлению нового члена семьи.
Основная задача родителей – сделать своих детей настоящими помощниками. Если свои дети значительно старше приемных, то тут проблем гораздо меньше. Да, бывают разного рода трудности, когда кровный и приемный ребенок начинают, как говорится, «делить родителей». Родному сыну или дочери кажется, что их мама уделяет больше времени приемному. Родителям же хочется посоветовать, чтобы они старались равноценно распределять свое внимание, заботу между детьми. У детей не должно возникать коварного чувства лидерства, соперничества. Лидер в семье один – ее глава.

- Как выстраиваются взаимоотношения далее, по окончании первого периода адаптации?

- Второй период характеризуется явно выраженной регрессией со стороны ребенка. Он на какое-то время возвращается в свое прошлое. Вполне реально могут нахлынуть воспоминания о бывшей семье, родителях, которых он, вполне очевидно, будет идеализировать, рассказывать, какие они были хорошие.

Ребенок может вернуться в более ранний период своего развития. У малыша возникнет, к примеру, потребность в том. чтобы его покормили, так как не получал подобной заботы от своих кровных родителей. Тут же он может беспричинно начать капризничать. Тем самым ребенок самоутверждается, при этом как бы испытывая новых родителей: если я такой плохой, они все равно оставят меня? Это самый сложный период. У родителей могут зародиться сомнения, доходящие порой до отчаяния: а правильно ли мы сделали, взяв ребенка в семью. Необходимо запастись терпением и принять ребенка таким, каков он есть.

- Так взрослым стоит терпеть его капризы, или все-таки допустимы какие-то формы наказания?

- Вопрос: наказывать или нет, безусловно, встанет перед родителями. В пресечении недопустимого поведения им должен помочь специалист. Да, неприемлемые поступки должны наказываться. Однако это нельзя делать в присутствии посторонних, особенно, если ребенок старше 7 лет. Делать это следует только один на один. Подростка недопустимо наказывать, унижая его достоинства. Исключается физическое наказание. Нельзя наказывать хладнокровно, монотонно, без гнева и каких-то эмоций. Не стоит грозить наказанием. Не поддавайтесь искушению ответить грубостью на грубость. Не комментируйте поведение ребенка. Попытайтесь вместе с ним найти компромисс, не спорить, а по возможности все спокойно обсудить.

- Что может стать самым неожиданным для родителей в этот период?


- Ребенок может начать что-то делать «исподтишка». Проверка продолжается. Новый член семьи выясняет для себя: зачем его взяли, поиграться или по другой причине. Он даже становится не таким, какой он есть на самом деле. Порой дети специально стараются быть хуже, все чаще и чаще проявляя свои негативные стороны. Но по истечении этого периода изменяется выражение лица ребенка, он начинает расцветать, раскрываться. Отставания в развитии, если таковые были, начинают компенсироваться. По прошествии второго периода адаптации его уже нельзя отличить от домашних детей, он становится таким же, как остальные. Чувствует себя более комфортно в игре, исчезает замкнутость.

Следующий период – «медленное восстановление» - более спокойный и продолжительный. Все, и родители, и близкое окружение, замечают достаточно повзрослевшего ребенка, с осмысленным взглядом, отсутствие напряжения во время общения. Его реже беспокоят воспоминания о прошлом. Маленькие дети начинают интересоваться, где так долго находились их родители и не приходили за ними. Если ребенок идет в семью с последующим усыновлением, то подобные вопросы станут возникать чаще. Посредством сказкотерапии ребенка начинают готовить к тому, что он приемный. В детском возрасте он воспринимает все гораздо проще. Но две грани «плохо» и «хорошо» расходятся в его понимании, и он выбирает в пользу того, где ему лучше. Если и появляются какие-то негативные моменты, то их следует рассматривать в контексте с возрастными кризисами.

Возможно, объяснение появления некоторых из них кроется в недостатках личности. Это уже более серьезная проблема, как впрочем и нездоровые привычки: воровство, склонность к бродяжничеству, курение. В данном случае требуется вмешательство специалиста. Семья не должна оставаться один на один с возникшими трудностями, поэтому визит за помощью не стоит откладывать в «долгий ящик».
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Трудности преодолеваем вместе!
  • ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
  • Ребенка обижают в школе: что делать?
  • Почему дети нуждаются в границах?
  • Какие они, дети-сироты?


  • Информация
    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.