Дети и деньги Разговор наедине
Воспитание ребенка – это непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью существования замещающей семьи. И понимать это должны оба родителя. Причем, правильный подход в этом вопросе должен быть не только в проверке домашнего задания или играм и увлечениям ребенка, но и к обращению с деньгами.
Сформировать правильное отношение к деньгам у детей довольно сложно. Однако, научить их бережному отношению к своим финансам и семейному бюджету возможно, просто надо знать, как это правильно сделать.

Денежный вопрос
Дети и деньги - у этой проблемы несколько сторон.
Одна из них - карманные деньги ребенка и подростка.
Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?
Можно встретить аргументы и за, и против.


Аргументы против:
- нецелесообразно - ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
- слишком много внимания денежным вопросам - будет жадным, алчным;
- если регулярно снабжать деньгами - станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает - не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
- носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае - зависть других детей, в худшем - отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).
Аргументы за:
- ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
- пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет;
- под нашим присмотром наделает меньше ошибок и с малыми потерями;
- пусть научится предвидеть последствия своих поступков - не станет рисковать во взрослой жизни;
- если не давать - возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; поэтому не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.


С какого же возраста надо начинать знакомить детей с деньгами?
Лет с двух можно брать ребенка с собой в магазин, показывая, как производятся покупки. Объясняйте ребенку, куда и зачем вы идете.
Уже после лет четырех, когда ребенок будет знать цифры и уметь считать, начинайте знакомить его с настоящими деньгами. С самого начала делать это надо только под присмотром взрослых, приучая ребенка, что деньги – это не игрушка. В игровой форме вы можете показать ребенку, какие бывают деньги, какие купюры существуют и, что на одну "бумажку", можно купить очень много "чупиков".
"Счет - игра" карманные деньги - это то, что позволит ребенку грамотно манипулировать деньгами, как "взрослые", ведь именно к этому стремятся все дети. Да и с математикой тогда в школе проблем не будет, ведь вы на примере, будете проводить вычислительные операции и решать житейские задачки. Когда он научится хорошо различать денежные знаки (начинать тут надо с мелких железных монет), ребенок вполне может купить себе конфетку (под маминым присмотром).
Затем объясните, что деньги нужны не только, чтобы что-то покупать. На них можно покататься на машинках или аттракционах. Хорошо бы показать ребенку, когда вы будете сажать его на аттракцион, как вы платите за катание. Потом можно дать возможность ребенку самому делать выбор, объясните, что денег взяли на что-то одно, и спросите его, что он больше хочет аттракционы или игрушку.
Обязательно объясните ребенку, откуда берутся деньги. Делается все очень просто. Берется листик бумаги, изображается сумма, которую вы зарабатываете, затем вычитается все то, что вы должны отдать в виде налогов, заплатить за квартиру, и показываете, что остается лично вам, что вы можете тратить. Из этой суммы вычитаете расходы на продукты питания и остается то, что вы можете потратить на игрушки, одежду и т. п. Теперь ваш ребенок наглядно все видит. Рассказывайте детям, зачем вы ходите на работу: вы любите свою профессию, но работаете также и для того, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи продукты, одежду, книжки, игрушки. Заодно можно устроить ему экскурсию на ваше рабочее место: обычно детям это нравится.
Можно проигрывать ситуации «планирование семейного бюджета» и объяснять, как родители планируют расходы. Причем совершенно не обязательно посвящать детей в то, сколько именно зарабатывают родители.

Дошкольный и младший школьный возраст (от 5 до 8 лет).
Дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К тому моменту, когда дети отправляются в школу, они уже готовы получать деньги на карманные расходы. Основная цель заключается в том, чтобы предоставить возможность ребенку самому распоряжаться полученными средствами: откладывать, вкладывать во что-то либо просто тратить. Как полагают многие эксперты, выдаваемая сумма не должна зависеть от полученных в школе отметок. Однако поощрение за определенную работу (уборку комнаты, квартиры) будет вполне разумным. При выдаче денег на карманные расходы родители должны учесть, сколько реально необходимо ребенку в день, желательно обсуждать данную сумму с самим ребенком.
Родители могут также научить ребенка откладывать деньги, практикуя следующий метод: можно предложить ребенку разделить ту сумму денег, которую он получает, к примеру, в месяц, на 3 части:
1 часть он может тратить на все, что угодно;
2 часть копить на что-то дорогое, к примеру, книгу либо игрушку;
3 часть откладывать на реализацию долгосрочных планов, к примеру, на поездку.
Когда ребенок обнаружит, что их вечно не хватает на что-то, расскажите ему о накоплении денег. Попробуйте сделать наглядно.
Многие психологи рекомендуют это показать так: взять некоторое количество монеток одной стоимости. И начать строить из них башенку. Одну монетку положить на другую и спросить, много ли это денег? «Нет», ответит ребёнок. Выкладывая монетки дальше, через некоторое время вы построите такую башенку, что ребёнок скажет «да» (башенка становится очень высокой и падает). Смысл упражнения заключается в том, что не стоит копить до бесконечности, но и не надо тратить деньги бездумно.
Так же можно сопровождать это историей про то, как белочка денежки откладывала. А потом, когда стало много, купила то, что раньше не могла купить. Однако, однажды она собрала слишком много, денежки раскатились и пропали зря.
В возрасте от 8 до 10 лет сходите с вашим ребенком в банк. Позвольте вашему ребенку самостоятельно заполнить бланк при взносе суммы на текущий счет, затем поясните, что банк Вам будет выплачивать проценты с этой суммы. Далее, привлекайте ребенка к семейному обсуждению распределения имеющихся средств: какую сумму следует отложить на отпуск, где его провести, что купить и т.д.
Начиная с этого возраста карманные расходы, стоит делать обязательной статьей семейных расходов. Личные деньги – это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Он начинает чувствовать, что лично несет ответственность за потраченные им деньги.
Давать младшим школьникам сравнительно крупные суммы денег неразумно: старшие школьники эти деньги у них могут отнять, выманить, уговорить купить сигарет или алкоголь.
Хорошо, если все расчеты по детским расходам в школе (деньги на завтраки, на проездные билеты и различные мероприятия) ведутся между учителями и родителями.
В подростковом возрасте, если дети проявляют интерес к рынку ценных бумаг, вы можете купить им компьютерную обучающую игру или настольную игру «Монополия», которая бы давала какие-то азы финансовых операций, рассказывала бы о том, во что можно превращать деньги при соответствующем к ним отношении.
Подросткам следует выдавать карманные деньги так, чтобы они могли купить билет в кино и полакомиться мороженым. При этом очень важно, чтобы подростки не нарушали основных правил, о которых вы с ними договорились; при первом же подозрении, что карманные деньги идут на какие-либо сомнительные покупки, вам придется серьезно пересмотреть свою финансовую политику. Может быть, выдавать карманные деньги в более скромном объеме и только на один день. Дети любят выуживать из родительских карманов мелкие деньги – за воровство это у них не считается. Для того чтобы исключить подобные проделки, возьмите за правило делиться с ребенком мелочью – пусть складывает в копилку, чтобы купить заветную компьютерную игру, которую вы одобрили. Старайтесь не оставлять деньги раскиданными по всему дому. Это не значит, что вы относитесь с подозрением к ребенку, просто не нужно его искушать.
Кстати, девочки получают (и требуют) на карманные расходы меньше денег, нежели мальчики. И в тратах они более разборчивы и экономны – правда, только до 17–18 лет. Если ребенок не научился распоряжаться деньгами, подарите ему копилку.
Копилка – не игрушка, или, во всяком случае, не простая игрушка, инструмент «денежного» образования.
Еще до вручения копилки, с начала выдачи денег на «карманные» (или хозяйственные) расходы, приучите ребенка к мысли, что состязаться в накоплениях – неправильно. Во–первых, деньги даются исключительно на нужды ребенка, а не для того, чтобы их откладывать и копить. Если ребенку понадобится дополнительная сумма (очень захочется приобрести какую-нибудь вещь, или приятель позовет на день рождения) он всегда может сказать об этом родителям и, по мере возможности, они удовлетворят его просьбу. Во-вторых, состязаться в накоплении денег с другими детьми – не честно, так как не всем ребятам родители дают изначально одинаковые суммы. Если ребенок хочет похвастаться чем-то перед другими – это могут быть только его собственные достижения - дела и поступки. Соревноваться можно лишь в том, что ты делаешь сам. А так же объясните ему что, конечно, неплохо, если деньги, которые у него остаются, будут отложены – он их сможет всегда потратить по своему усмотрению.
В каком возрасте стоит дарить копилку? На наш взгляд, возраст значения не имеет, будет меняться только содержание копилки – семилетний будет туда складывать рубли, семнадцатилетний – сотни. Важен только взгляд ребенка на этот подарок.


Карманные деньги – это деньги, которые ребенок может тратить на свое усмотрение: на игрушки, на булочки и конфетки, на красивую ручку и т.п. В карманные деньги не должны входить деньги на школьные завтраки (за них можно заплатить за месяц вперед в школе) и на проезд (лучше всего купить проездной).
Выдавая карманные деньги, вы освобождаете себя от необходимости делать незапланированные покупки, которые дети все равно вынуждают вас делать.
Конечно, карманные деньги не дает ребенку возможности исполнить все желания – но это и замечательно. До тех пор, пока этим ведают только взрослые, дитя не может установить никакой иерархии, распределить потребности по степени значимости. Родители исполняют то, чего ему хочется, или отказывают в этом, ориентируясь на какие-то свои, взрослые критерии, часто остающиеся для ребенка тайной за семью печатями.
Ни в чем не знающий отказа ребенок вырастет довольно пассивной личностью со слабо сформированными ценностями. Он хочет всего и сразу, нимало не задумываясь над тем, что для осуществления своих желаний нужно самому что-то предпринять. Кроме того, дитя не знает, что ради достижения одной цели нередко приходится жертвовать какой-то другой. Иными словами, он не умеет делать выбор.
Если, напротив, взрослые отклоняют любые просьбы ребенка, за него решая, что полезнее и нужнее, никогда не прислушиваться к глупым желаниям, он также вырастет пассивной личностью. В результате полученного негативного опыта в детстве он попросту отказывает себе вправе испытывать желания, чего-то хотеть, к чему-то стремиться. Зачем, если все равно ничего не получится? Он не умеет ставить перед собой цели, поскольку заранее убежден, что они не заслуживают внимания и не могут осуществиться.
Конечно, такие крайности в воспитании детей случаются редко. И все-таки наличие у ребенка карманных денег служит дополнительным и достаточно весомым гарантом того, что он научиться разбираться в своих желаниях, выделять наиболее значимые из них. Распоряжаться своим «состоянием», он будет учиться делать выбор. Если он поставит перед собой цель – например, купить себе какую-то довольно дорогую вещь,- ему придется отказать себе в приобретении каких-то других, более доступных вещей. И целенаправленно копить деньги на «главное».



С какого возраста стоит давать ребенку деньги на расходы?
Есть две точки зрения: когда он научится их считать или с момента поступления в школу. Нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!
У родителей часто возникает вопрос: «Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению?». Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки?
Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Если вместо подарка на день рождение вручаете ребенку деньги, помогите ему определиться с покупкой.


Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю - пусть ответит за последствия своего легкомыслия.
Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.
Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.
Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать "крупную" покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку или купить дешевле.
Конечно, необходимо знакомить ребенка с семейной бухгалтерией. Причем информировать ни только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.
Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? С согласия ребенка, чтобы он ощутил свою сопричастность к решению общей проблемы. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без - решается индивидуально).

Сколько давать карманных денег?
Это определяется реальными семейными возможностями и здравым смыслом. Не стоит сокрушаться, если вы не можете дать ребенку ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: "Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент". Если сын (дочь) просит больше, то обсудите вместе семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете увеличить сумму (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали - выполните свое обещание.
Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Совершенно не обязательно, что суммы карманных денег ребенка будут расти пропорционально увеличению семейного бюджета. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно – кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.
Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно.


Почему полезно ребенку иметь свои деньги?
Прежде всего, потому, что они дают ощущение некоторой независимости. Конечно, на протяжении многих лет ребенок еще будет очень сильно зависеть от родителей, это естественно. Но «островок» независимости должен постепенно и непрерывно расширяться. Это та территория, на которой ребенок учится устанавливать контроль за собственными импульсами, желаниями и побуждениями. Ребенок постепенно учится осознавать эти желания, задумывается над тем, какие из них особенно важны для него, а какие на самом деле являются лишь сиюминутными прихотями. Приобретенные навыки являются основой, на которой в дальнейшем формируется умение четко определять и формулировать свои цели.



Нужно ли контролировать самостоятельные траты ребенка?
Внимательные родители ненавязчиво следят, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Дети чувствуют недоверие по отношению к себе. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Вмешиваться в процесс необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели (на сигареты, выпивку и т. п.).
Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? У родителей в голову закрадываются самые страшные мысли. Для подростков с их максимализмом это может быть вопросом жизни и смерти. В этой ситуации лучше дать денег и потом выяснять зачем, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь.
Должны настораживать "неуловимые" траты, когда нет никакого материального воплощения расходов. Если ребенок скрывает от вас траты, задумайтесь о нарушенных взаимоотношениях, о том, почему ребенок недоверяет вам.


Правила выдачи карманных денег
Как сделать карманные деньги действительно эффективным инструментом обучения и воспитания? Для этого, разумеется, нужно подойти к делу вдумчиво и ответственно. Правила выдачи карманных денег адресованы, прежде всего, родителям!
«Денежные правила должны быть сформированы достаточно кратко и предельно четко, чтобы ребенок без труда мог разобраться и усвоить их. Опыт показывает, что такие установки дети охотно принимают и бдительно следят за соблюдением. Конечно, иногда ваше чадо будет предпринимать попытки «проверить закон на прочность», обращаясь с просьбами, явно выходящими за рамки вашего соглашения. И тут дело за вами: если вы проявляете достаточной твердости, чтобы настаивать на принятых условиях, ребенок довольно быстро оставляет свои попытки нарушить правила – чувство справедливости необычайно развито во всех детях.
Какие же правила необходимо оговорить с ребенком прежде, чем вы начнете выдавать ему карманные деньги.
Правило 1
Карманные деньги – личная собственность ребенка. Он имеет право распоряжаться ими по собственному разумению.
Правило 2
Выдаваемая сумма оговаривается заранее. Если ребенок растранжирил свою «получку» раньше времени, это должно служить основанием для внеочередной «выплаты»
Когда вы начинаете выдавать ребенку карманные деньги, нужно оговорить с ним и сумму, и периодичность «выплат». При этом учитывайте его возраст. Маленьким детям лучше давать почаще небольшие суммы – они еще не умеют заглядывать далеко вперед, составлять перспективные планы и терпеливо придерживаться их. По мере взросления ребенка количество выдаваемых за один раз денег должно увеличиваться, как и интервалы между «получками».
Младшему школьнику можно выдавать деньги раз в неделю, а подростку – два или даже один раз в месяц, но лишь в том случае, если вы уже убедились, что он в состоянии планировать свой бюджет.
Ежегодно сумма, выдаваемая ребенку, должна немного увеличиваться: наиболее подходящей датой повышения «получки» представляется детский день рождения, но можно производить перерасчет и в Новый год или 1 сентября.
Желательно, чтобы на протяжении ода устанавливаемая сумма уже не увеличивалась. Правда, учитывая постоянный рост цен, некоторая «индексация» может все - таки потребоваться, но, по крайней мере, увеличение суммы карманных денег не должно происходить по прихоти ребенка.
А вот чего уж точно не должно происходить, так это уменьшения суммы или полной «отмены» выплат. Ребенок относиться к своим «получкам» очень серьезно – и не ради денег как таковых. Прежде всего, эти деньги служат для него вещественным доказательством того, что вы, родители, относитесь к нему серьезно и уважительно.
Правило 3
Выдавайте деньги регулярно в условленных заранее количествах. При необходимости сумму можно пересматривать в сторону увеличения, но только если на, то имеются какие-то веские причины.
Обязательно перед выдачей денег на начальном этапе надо проговаривать, на что ребенок будет эти деньги тратить, и выдавать только на определенные покупки. Когда вы увидите, что ребенок с этим справляется - можно будет выдавать ему определенную сумму в день, затем в неделю, в месяц на его усмотрение. Эта сумма должна быть по возможности постоянная (может меняться в виде исключения, если ребенок просит на что- то конкретное).
Денег не должно быть слишком мало - чтобы ребенок не чувствовал себя постоянно ущемленным, не экономил бы на всем, но и не должно быть много - чтобы не сформировать небрежного к ним отношения.
Следующий этап - выдача ребенку денег не только на его нужды, но и на мелкие хозяйственные расходы. Опять же здесь все должно быть постепенно - сначала вы даете ему определенную сумму перед походом в магазин (за хлебом, например) и даете четкие инструкции что купить и сколько. Со временем можно сделать его ответственным за наличие дома хлеба, молока или, скажем, корма для кошки, выдавая в месяц определенную сумму, которой он должен распоряжаться сам, отслеживая, что нужно купить и в какую очередь. Это даст возможность почувствовать ребенку себя взрослым, поможет формированию ответственности, научит его планировать свои расходы.
Правило 4
Если ребенок начинает получать средства на карманные расходы, значит, он дорос до того, чтобы осознавать: деньги требуются не только для «удовольствий», существует множество необходимых трат. Постепенно знакомьте его со всеми особенностями семейного бюджета.
В подавляющем большинстве случаев дети прекрасно знают, сколько стоят «Сникерсы» и компьютерные диски», но при этом не имеют, ни малейшего представления о стоимости пакета молока или килограмм картошки! И речь идет вовсе не о малышах: зачастую старшеклассники и даже студенты пребывают в счастливой уверенности. Что продукты вырастают на полках холодильника, как на волшебном дворе.
Родители любят пожаловаться на безответственность и инфантильность своих детей. Аппетиты у «детишек» растут, они требуют все больше и больше. Девочке хочется новые джинсы – у всех такие есть, а у нее еще нет. Никакие объяснения родителей, вроде того, что стоимость брюк втрое превышает размер месячной квартплаты, и поэтому придется поискать джинсы попроще, до нее «не доходят». Ей ясно одно: мама с папой злые, вредные и даже, пожалуй, жадные! Вот у всех родители – нормальные люди, а ей не повезло.
Подобное поведение детей всегда вызывает законное возмущение. Но постойте. Действительно ли оно законно. А когда родители впервые попробовали рассказать своей дочке, что такое «квартплата» Знает ли ребенок о том, каков вообще доход семьи, какую часть бюджета «съедают» обязательные платежи, сколько тратится на продукты, транспорт и т.д. Попробуйте понять ее точку зрения. Внезапно и неизвестно почему родители отказались в выполнении столь пустяковой» просьбы, как покупка новых брюк. Она действительно не может понять, почему это так.
Те родители, которые особенно заботливо охраняют «счастливое детство» своих детей, избавляя «малых крошек» от любых обязанностей и проблем, испытывают потом наиболее сильное и горькое разочарование. Потом – это когда крошки достигают того самого подросткового возраста обнаруживается, что они не испытывают никакой благодарности за свое «счастливое детство» Запросы их возрастают многократно, и сколько бы родители не старались эти запросы удовлетворить, подросшим детям все равно мало, мало.
Позвольте детям узнать больше о том, как на самом деле устроен мир, в котором они живут, отнюдь не означает лишить их счастливого детства. Напротив, детям нравится узнавать все новое. Они всегда рады случаю проявлять свою осведомленность, почувствовать себя компетентным. Выполнить какое-нибудь ответственное, взрослое поручение для них – праздник. Почемучке интересно слушать о том, откуда берутся деньги и на что взрослые их тратят.
У вас есть выбор: научить ребенка беспомощности или ответственности и самостоятельности.
Правило 5
Карманные деньги нужно выдавать ребенку в соответствии с договоренностью, независимо от его «плохого» или «хорошего» поведения.
Нельзя применять лишение «выплат» в качестве наказания
В вопрос о детских карманных деньгах есть один тонкий, но принципиально важный момент. Очень часто родители рассматривают их как инструмент влияния на свое чадо. Поощрять рублями в качестве награды, а в наказание за какие-то проступки лишать ребенка его «получки» - это одна из самых серьезных ошибок.
Многим родителям это кажется совершенно логичным. Ведь понятно, что детей приходится время от времени наказывать, а порой хочется, наоборот, похвалить и наградить. Так что может быть удобнее, чем использовать в этих случаях деньги, если уж все равно решили «платить ребенку»? Более того, зачастую у взрослых просто рука не поднимается давать деньги ребенку, который «плохо себя вел», не слушался и т.д.
Несмотря на кажущуюся логичность и даже естественность такого подхода, он все-таки, повторим, ошибочен.
Почему? Дело в том, что отношения между родителями и детьми никак не должны становиться «товарно-денежными».
Лишая ребенка его «получки», вы отнимаете у него не только удовольствия (хотя и этот момент, безусловно, присутствует), но и все те полезные и даже необходимые возможности. Это примерно то же самое, что и отбирать учебники в качестве наказания за двойки.
Опыт показывает, что подобные меры слишком часто ведут к еще более негативным последствиям: намного серьезнее самих проступков. Если вы отнимаете сбережения у ребенка не по объективным причинам (семейные «финансовые кризисы»), а «со зла» (в его голове возникает именно это мысль), он вполне может найти возможность взять эти деньги сам. Подобное наказание ребенок считает несправедливым - и, по большему счету, он прав, как мы это с вами только что выяснили. Когда наказание более или менее естественно вытекает из его же поступков, дитя, как правило, относится к этому с пониманием.
Лишая ребенка карманных денег, родители нарушают договоренность. В этой ситуации он не станет слушать объяснений: почему именно вы так поступаете. Так уж устроены дети: они хорошо чувствуют настоящую справедливость и готовы подчиниться ее законам, но как только взрослые отступают от этой линии, дети делают то же самое и, в более бескомпромиссной форме: «Ах вы, взрослые, нарушаете правила игры? Что ж, значит и мне можно! Я тогда вообще вас слушать не стану!»
Не стоит рисковать доверием ребенка. В противном случае некоторое время спустя может оказаться, что он берет деньги в долг у приятелей или достанет из вашего кошелька уже безо всякого «долга»…
Правило 6
Школьная успеваемость и карманные деньги – разные вещи. Платить за хорошие оценки бессмысленно: ребенок должен ценить саму возможность получать образование. А получать деньги за свою работу (учебу) он начнет тогда, когда вырастет и станет профессионалом.
Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Учеба – это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. В противном случае изменяется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата (хорошей оценки или убранной одежды) ради денежного вознаграждения. И учится, и убирается, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Возможной итог – отказ от учебы и поиск более эффективного заработка. Кроме того, ребенок привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-либо бескорыстно, даже родителям.
Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так, же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.
1.Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите только тогда, когда уборка будет выполнена, и выполнена хорошо. Не торгуйтесь и не хитрите.
2.Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Скажите ребенку, что вы им гордитесь, что даже папа не смог бы быстрее поменять перегоревшую лампочку. Скажите: "Наверняка тебе и самой приятнее спать в чистой комнате!" Таким образом вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.
3.Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа-чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение.
4.Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.
Рассмотренные правила относятся к разряду постоянных. Их назначение состоит в том, чтоб поддерживать и сохранять последовательность в таком тонком деле, как обеспечение ребенка собственными деньгами.

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?
Одни родители придерживаются такого мнения, что учеба - это тоже работа, причем не из самых легких, почему не поощрить ребенка? Если приложил значительные усилия, добился высоких результатов, пусть поймет, что его заслуги ценят, и сам будет больше себя ценить. Но это должно быть какое-то значительное достижение (победил на олимпиаде по какому-то предмету, сдал трудный экзамен и т. д.).
Когда речь идет о постоянных обязанностях по дому, то они выполняются бескорыстно. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство, в том числе и ребенок. Правда, и дома он иногда может выполнить значительную, потребовавшую много времени и сил работу. Например, при строительстве дома, ремонте машины или квартиры, освоении дачного участка. Тогда "премиальные" выплаты будут вполне уместны. При этом, давая деньги ребенку, стоит подчеркнуть, что главное в этом случае - не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.
Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму допустимо - в зависимости от серьезности проступка.


Ребенок и деньги. Упорство и труд все перетрут?
Жизнь держит нас в плену предрассудков и принятых в обществе заблуждений. "...Люди часто жалуются на определенные финансовые затруднения, главным образом, потому, что за долгие годы учебы в школе так толком ничего и не узнали о деньгах. Поэтому они и начинают работать для денег, но не умеют заставить их работать на себя...". В самом деле, вопросы финансового просвещения детей сводятся к разъяснениям на тему, что означают пресловутые "разноцветные бумажки" и на что их можно обменять. А со временем, когда ребенок осваивает счет, родители проясняют малышу и количественную суть денег. Продвинутые папы и мамы учат детей распределять карманные деньги, приучают чад аккуратно расходовать деньги и понимать, что все эти бумажки имеют определенный ресурс.
Многие педагоги любят рассуждать на тему материальных стимулов и уместности поощрения детей деньгами. При этом "платный" подход к воспитанию детей то поощряется, то осуждается. А некоторые ратуют за прозрачность семейного бюджета - в смысле "приобщения" подростка к материальной жизни семьи и обсуждения с ним общих покупок на семейном совете.
На этом процесс финансового воспитания считается завершенным. И никто из "воспитателей" не дает себе труда задуматься над тем, как сделать из ребенка не раба, а хозяина денег, как научить «понимать» деньги.
Современная школа отстает от изменений и перемен, происходящих в современном мире, она живет в плену вчерашних стереотипов и поэтому не дает детям знания, необходимые для выживания в этой жизни. Детей стимулируют на получение хороших отметок, на упорный труд, прилежную учебу, но не говорят о том, что это необходимо для получения высокооплачиваемой работы. Часто бывает так, что отличники после выпуска из школы (ВУЗа) с трудом адаптируются в новой среде. Они привыкли получать за свой труд-учебу только поощрения, но работая в коллективе требуется другое. И поэтому отличник может стать неудачником.
Только дети с адекватной самооценкой смогут достичь успеха. И поэтому необходимо с детства готовить к тому, что не ошибается и не терпит неудач тот, кто ничего не делает. Удачливые люди, принимающие, понимающие и разделяющие это убеждение, относятся к "полосатости" жизни и неизбежному чередованию успехов и неудач философически и аналитически!
Заключение
Мы надеемся, что после чтения этого пособия вопрос «дети и деньги» перестал представляться вам столь неоднозначным и запутанным. Разговор можно было бы продолжать и дальше: конечно, некоторые проблемы остались «за кадром»
Но, нам кажется, что ответы на оставшиеся вопросы вы сумеете найти сами, ведь никто лучше родителей не знает ребенка, его потребностей и особенностей характера, достоинств и маленьких слабостей.
Нам же остается лишь пожелать успехов и творческих открытий вам и вашему ребенку!
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • 10 СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ, КОТОРЫЕ СПЛОТЯТ ВАШУ СЕМЬЮ
  • О мотивации. Как мотивировать ребенка к обучению.
  • Боязнь плохих оценок у детей. Как поддержать
  • Ребенка обижают в школе: что делать?
  • Появление в семье приемного ребенка


  • Информация
    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.