Мальчики и девочки Разговор наедине
Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны наши мальчишки?
Из колючек, ракушек и зеленых лягушек,
Сделаны наши мальчишки.
Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны наши девчонки?
Из конфет и пирожных, из сластей всевозможных,
Сделаны наши девчонки.

Введение
Зачастую родители, воспитывая детей, не понимают разницы в воспитании между девочкой и мальчиком. Часто сравнивают детей, ставя в пример сыну поведение дочери и требуя от него таких же успехов. Но при этом родители забывают, что перед ними не просто ребенок, а мальчик или девочка со своими особенностями восприятия и мышления, эмоциями. Дети по-разному видят, слышат и осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по - разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире, и не так, как мы, взрослые. Здесь необходима не только интуиция, но и знания.

Половые различия
Ни для кого не секрет, что все дети очень не похожи не только внешне, но и по характеру. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга различаются.
Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи. Особи женского пола более стабильны и повторяемы, ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей. На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни, чаще экспериментирует, пробует новые функции.
Известно, что девочки развиваются немного быстрее, в дошкольном и младшем школьном возрасте у них лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Считается, что девочки обычно лучше выполняют знакомые задания, тщательно прорабатывая детали.
Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 3-8 месяцев позже говорить. К началу обучения в школе мальчики отстают от ровесниц по своему биологическому возрасту на целый год, что проявляется в поведении. Но в возрасте 14-15 лет наблюдается смена позиций. Мальчики не только догоняют девочек, но и начинают опережать. Так что всему своё время. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Мальчики успешнее решают принципиально новые задачи, но при условии невысоких требований к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления. В школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.
Мальчики в эмоциональном плане очень отличаются от девочек, они более стабильны и готовы плыть по течению. Девочки раньше и лучше начинают говорить, их вербальные навыки качественнее, чем у мальчиков. Но в тоже время раннее развитие этой способности приводит к тому, что девочки чаще капризничают и возражают взрослым.
Присмотритесь, как играют мальчики и девочки. Если мальчишку что-то не устраивает в ходе игры, он тут же дает выход физической агрессии и устраняет проблемы. Девочка, наоборот, будет обзывать обидчика, «доставать» его словесно, возможно, прекратит с ним общаться. Маленькая девочка полностью будет игнорировать своего обидчика и выведет его из игры. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство
У родителей, занимавшихся воспитанием сына, складываются определенные стереотипы. Считается, что мальчикам свойственно постоянно бегать и прыгать, что они ломают все на своем пути. Только мальчик умудрится обычный стул превратить в лошадь и скакать на нем по комнате, а из дивана соорудить трамплин. Разрушительное поведение мальчиков определяется высокой физической активностью и неумением понять, что ломать и вредить – это очень плохо. То есть, уровень эмпатии у мальчиков настолько низок, что им требуется больше времени и примеров, чтобы понять, что хорошо, а что плохо.
Стиль общения девочек и мальчиков тоже имеет резкие различия. Девочкам свойственно рассмотреть и обсудить несколько вариантов, даже противоположных, а мальчики долго обдумывают, но потом четко выражают свое желание, что именно бы они хотели сделать или получить. Мальчики во всем любят соревноваться: кто быстрее поест, оденется или дойдет до подъезда. Эту страсть к соперничеству можно использовать во многих ситуациях.
Все описанное выше относится к так называемому стереотипному поведению. А если мальчику или девочке свойственно поведение противоположного пола? Тогда бесконечные приступы дурного настроения, постоянные капризы превращают процесс воспитания в настоящий кошмар. Если мальчик слишком активный и шумный, в этом нет ничего плохого. Такие дети во взрослой жизни многого добиваются и занимают хорошее положение в обществе. Родителям необходимо направить его энергию в нужное русло: запишите его в спортивную секцию, поощряйте активные игры на свежем воздухе. Если девочка ломает игрушки, это не означает, что она маленький вредитель. Ей интересно знать их устройство, а это свидетельствует об интеллектуальном любопытстве. Не ругайте ее, а покупайте игрушки, которые легко можно разобрать и собрать. Такие игрушки развивают процесс познания, оставляя в целости и сохранности более дорогие, но неразборные игрушки.
У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении – от излишней уверенности в себе до полной потери такой уверенности.
Следует учитывать, что из-за того, что половое созревание у мальчиков начинается позднее, чем у девочек, ухудшение успеваемости приходится на разные классы: у девочек – на 4-5 классы, у мальчиков – на более трудный 6 класс. Это является дополнительной причиной сложностей, связанных с обучением мальчиков.
Девочки особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем в два раза меньше близких друзей своего пола, чем мальчики. Если юноши в общении ориентированы преимущественно на сверстниц, то большинство девушек – на более старших представителей мужского пола.
Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности девочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщине скромность, мягкость, уважение к мужчине. Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.
С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявить себя как представитель «сильного» пола, приучая брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых.
Учитывая все вышеперечисленные различия, приведем некоторые рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек:
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные по психологическому развитию – девочки обычно старше мальчиков-ровесников.
• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному слышат, видят, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное, по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. Девочки более чувствительны к внешним раздражителям, у них раньше происходит развитие цветового восприятия, раньше развивается речь; у мальчиков процесс развития памяти более длительный, но идёт осмысленное запоминание.
• Помните, что воспитывая и обучая ребенка, мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с нынешним ребенком – неверно и бесполезно.
• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
• Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как надо делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже допустив ошибку.
• Не забывайте о важности телесного контакта. Многие родители считают, что обнимать ребенка, брать его на руки, гладить по голове или проявлять любые другие «нежности» совершенно не обязательно. На самом деле, мальчики нуждаются в физическом проявлении родительской любви в не меньшей степени, чем девочки. Если поцелуи и объятия с сыном кажутся вам противоестественными, можно продемонстрировать свою любовь, похлопав его по плечу или погладив по голове.
• Не запрещайте мальчику проявлять свои чувства. Мальчикам часто не разрешают плакать или жаловаться на обидчика, в то время как для девочек такое поведение считается подобающим. Но будет гораздо хуже, если вместо того, чтобы поделиться с вами проблемой, ваш сын сдержит слезы, замкнется и «уйдет в себя».
• Очень часто мальчикам сложно сконцентрироваться на нужном деле. Если у вашего сына будет свой круг обязанностей, то это дисциплинирует и организует его, а также поможет научиться доводить начатое дело до завершения.
• Поощряйте интересы сына. Если в школе вашего ребенка дразнят за то, что он, например, занимается музыкой или фигурным катанием, постарайтесь донести до ребенка, что в этом — его уникальность, а не недостаток. Скажите ему, что вы гордитесь своим сыном и его интересами.
• Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, т.е. суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия.
• Когда ругаете мальчика, помните, что долго удерживать эмоциональное напряжение его мозг не может и поэтому он перестанет вас слушать и слышать.
• В общении с сыном, а особенно в высказывании различных замечаний и запретов, необходимо стараться обходиться без частицы «не»: не лезь, не шуми, не кричи; не трогай, не бегай, не прыгай и т.д. Мальчики частицу «не» не замечают – мозг ребенка усваивает команды: «лезь», «шуми», «кричи», «трогай», «бегай», «прыгай» и т.д.
• Для девочек важно, кто их оценивает и как.
• Девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Эмоциональная оценка активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение.
• Девочки в определенном возрасте могут стать стеснительными и замкнутыми, особенно, если они не «вписываются» в детский коллектив. Объясните своей дочери, что она имеет право постоять за себя. Научите ее фразам, которые надо говорить обидчику, например: «Мне не нравится, что ты мне грубишь». Поговорите с ней о том, что не стоит расстраиваться и обижаться, если с ней не хотят дружить или играть некоторые ее сверстники, что в этом нет ее вины.
• Говорите дочке, что она красивая.
• Искренне похвалите девочку за хорошо написанное сочинение или разученное стихотворение. Если вы будете замечать даже небольшой прогресс, например, в занятиях музыкой, ваша дочь поймет, что вы действительно рады за ее успехи, и будет заниматься еще старательней. Такое общение будет приятно и ей и вам.
• Развивайте независимость. Если ваша дочь обращается к вам за помощью, предложите ей попробовать справиться с проблемой самой, но объясните, что придете на помощь, если у нее ничего не получится. Если девочка решит проблему самостоятельно, успех придаст ей уверенность в своих силах.
• Не спешите ругать девочку – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что её ругают. Сначала разберите - в чём её ошибка.
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости правого «эмоционального» полушария мозга. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально из-за снижения активности левого «рационально-логического» полушария. Ругать их за это бесполезно и даже безнравственно.
• Важно понимать, что до трех лет ребенок больше тянется к маме, а с трех до шести – к папе. Для отцов очень важно не пропустить в воспитании сыновей второй период. Им необходимо чаще общаться с детьми. В этом случае важно даже не количество, а качество общения. С ребенком можно посмотреть телевизор, прочитать книгу или узнать, как называются шахматные фигуры, и обязательно все обсудить. Именно это остается в памяти ребенка. Если в семье нет отца, то его может заменить дедушка. Очень важно от ребенка добиться откровенности. Если девочка сама рассказывает все, что произошло за день, то жизнью мальчика необходимо интересоваться, расспрашивать его.
• Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен: унижать женское достоинство матери, вспоминать ее ошибки и погрешности в прошлом, подчеркивать ее умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на ее экономической зависимости.
• Не настаивайте на занятиях, которые интересны для вас.

Чему стоит научиться:
• отличать родительские ожидания и стереотипы от личных особенностей ребенка;
• не сравнивать, ведь «рекордные показатели» мальчиков и девочек неодинаковы;
• помогать осознавать себя – мальчиком или девочкой – с гордостью, а не сожалением;
• подавать личные примеры для подражания;
• создавать среду для гармоничного формирования «благородных рыцарей» или «истинных леди».

Чего не надо бояться:
• если ребенок интересуется игрушками «противоположного пола»;
• если мальчик начинает говорить позже ровесниц-девочек или менее прилежен в обучении, а девочке труднее даются абстрактные понятия;
• мальчик - «плакса» и девочка-«разбойница» – это не навсегда.

Таким образом, если учитывать все вышеперечисленные особенности развития мальчика и девочки, можно добиться существенных успехов в воспитании и образовании ребенка, и избежать многих серьезных проблем, которые часто возникают из-за неполного понимания и функционирования психики и физиологии ребенка.

Потребность в доверии и заботе
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других — любовь. Любовь невозможно заменить ничем.
Кроме любви естественно, каждому ребенку нужно доверие и забота.
Доверять — значит давать ребенку свободу и пространство делать все самостоятельно. Доверять — значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках.
Заботиться — значит интересоваться жизнью ребенка. Забота — это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота — это активная разновидность любви.
До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется,— он стесняется вашего поведения.
Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. Это время самоосознания. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по прежнему нужна.
Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке и хвалите ее, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке — это жест заботы, а позволение мальчику сделать что либо самостоятельно — жест доверия.
Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: «Она не верит, что я могу сделать это сам». Если же отец слишком верит в способность дочери делать что то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.
Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки — на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

Сохранение заботы и доверия
Когда дети встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек - в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей — дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.
Задача родителей — дать девочке больше любви, заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы помочь ей, окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.
Иногда, если девочка не в силах получить то, что ей требуется, она подавляет свои женские качества (слабость, ранимость) и начинает испытывать свойственную мальчикам потребность в самостоятельности, доверии, приятии и одобрении. Для девочки настолько больно нуждаться в заботе и не получать ее, что она отвергает свою женскую сущность и развивает мужские качества.
Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества — чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.
Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то, что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что заботитесь о ней.
Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, — однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков — мотивация к деятельности.
Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь, но мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление. Он увидит в этом намек, что вы не верите в его способность сделать дело самостоятельно. Иногда наилучший способ проявить заботу о мальчике — дать ему возможность сделать что либо самому. Даже если вы уверены, что у ребенка ничего не получится, поверьте, что он извлечет из своей неудачи необходимые уроки. И, пожалуйста, помните: если он потерпит неудачу, ни за что не говорите ему: «Ну вот, я же предупреждал».
Мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление.
Мальчик охотно заботится об окружающих, когда чувствует себя компетентным и видит, что его принимают таким, какой он есть. Усиленные дозы доверия позволяют мальчику почувствовать себя компетентным. Высокая оценка — «супертопливо» для мальчика. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.

Мальчики с Марса, девочки с Венеры
Понимание того, что у мальчиков не такие потребности как у девочек, поможет родителям (особенно матери) откорректировать свое отношение к сыну, чтобы дать ему необходимое. Подобным же образом понимание особых потребностей девочек поможет родителям (особенно отцу) откорректировать свое отношение к дочери, чтобы дать необходимое ей. Недостаточно просто любить своих детей и давать им то, что хотели бы получить мы сами,— нужно, чтобы дары нашей любви удовлетворяли личные потребности ребенка. Если вы будете помнить, что мальчики (как и мужчины) родом с Марса, а девочки (как и женщины) — с Венеры, вам будет намного проще воспитывать детей.
Иногда мальчик, если он не в силах завоевать необходимое ему доверие, приятие и одобрение, может подавить свои мужские качества и потребности и станет больше похож на девочку. Тогда ему требуется больше заботы, понимания и уважения. Такому мальчику было слишком больно нуждаться в доверии и не получать его, поэтому он отказался от мужской стороны своего существа и в нем развилась женская сторона со всеми ее потребностями. «Марсиане» говорят о проблемах именно тогда, когда ищут решение, в противном случае они склонны молчать. Когда мальчика подавляют чрезмерной заботой, он может стать изнеженным.
Это не означает, что мальчик, которому свойственны женские черты, непременно недополучил то, что необходимо ему для развития мужских качеств. Возможно, у него просто преобладает слабый темперамент, и поэтому он во многих отношениях проявляет больше женских черт.
Исследования показали, что мозг мальчиков существенно отличается от мозга девочек.
Ниже приведем несколько простых положений, которые помогут вам не забывать, что мальчики с Марса, а девочки с Венеры.

Про мальчиков
Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания на способность действовать без посторонней помощи.
Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения.
Мальчикам требуется больше одобрения (давайте высокую оценку их деятельности).
Мотивируйте мальчика к деятельности.
Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому то необходимую поддержку.
Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.
Для того чтобы заботиться о других, мальчикам прежде всего необходимо доверие.

Про девочек
Девочкам нужно больше внимания к их чувствам и признания их переживаний.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть.
Девочками необходимо восхищаться.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения.
Девочка или женщина счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку.
Девочка приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.
Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходимы любовь, забота, понимание и уважение.

Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и появился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье появилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Роль отца в воспитании ребенка
  • Боязнь плохих оценок у детей. Как поддержать
  • Половое воспитание в семье
  • Ребенка обижают в школе: что делать?
  • Появление в семье приемного ребенка


  • Информация
    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.