Я иду гулять... Разговор наедине
Сегодня нам хотелось бы поговорить о безопасности наших детей.
Возможно, кое - кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока ребенок станет настолько взрослым, чтобы гулять самостоятельно. Все это так. Но воспитывать ответственность необходимо с малых лет. Чем раньше вы объясните детям правила безопасного поведения, тем вероятнее, что они не забудут науку и смогут при необходимости правильно воспользоваться этими уроками. Ваша задача – научить ребенка правильно вести себя в экстремальной обстановке.
Безопасность на дороге
Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей маленьких детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать. Даже внимательно наблюдая за своими детьми, иногда бывает трудно среагировать достаточно быстро, когда они бросаются под машину, пытаясь догнать ускакавший мячик или укатившуюся игрушку.
Обычно, в подобных ситуациях родители в который раз начинают объяснять ребенку, что выбегать на дорогу опасно, т.к. их может сбить машина, в результате чего они могут погибнуть или остаться инвалидами. Ребенку с его небольшим жизненным опытом и конкретным мышлением трудно на основе таких объяснений уяснить для себя всю реальную опасность дорожного транспорта. В такой ситуации с маленькими детьми надо говорить на понятном для них языке, например «машина может тебя съесть...» и т.п.
В первую очередь очень важно самим всегда соблюдать правила дорожного движения. Если, гуляя с ребенком, вы переходите дорогу только на зеленый свет, пользуетесь наземными и подземными пешеходными переходами, малыш с самого раннего детства усвоит, что поступать нужно именно так, а не иначе. Если же мы сами частенько пренебрегаем этими простыми правилами, все наши нравоучения будут для ребенка пустым звуком. Дети во всем копируют взрослых, помните об этом.
Всякий раз, когда вы переходите с ребенком через проезжую часть, проговаривайте алгоритм действий: «Сначала смотрим налево, доходим до середины дороги, затем смотрим направо». Приучайте внимательно смотреть на дорогу даже в том случае, если вы идете на зеленый свет светофора. К сожалению, попадаются водители для которых правила не писаны… Объясните ребенку назначение «зебры» на дороге, разберитесь, что обозначают те или иные дорожные знаки. Было бы здорово поиграть дома с игрушечными машинками и плюшевыми «пешеходами», нарисовав на листах бумаги и развесив по квартире знаки дорожного движения. Любая наука лучше запоминается в игре…
Безопасность на улице
Около 70 процентов уличных травм случаются со школьниками по дороге домой из школы. Понятно почему: дорогу после занятий ребята считают уже начавшимся отдыхом. Чтобы ввести этот отдых в разумные рамки, надо или встречать ребёнка, или строго организовать время и маршрут к дому: никуда не сворачивать, не играть и т.д. Как и дома, травмы на улице происходят в основном из-за различных падений. Это важно иметь в виду, потому что правильно падать можно научить — как это делает, например, любой тренер по волейболу на первом же занятии.
У воды ребёнок должен быть только в сопровождении взрослого. Надо иметь в виду, что каждый год дети тонут не только в реках или прудах, но и в различных ямах, строительных котлованах и даже в бочках и т.д. С первых лет жизни ребёнок должен уметь вести себя у воды и научиться плавать.
Двор, детская площадка без опасностей
Современные дети начинают гулять без сопровождения родителей гораздо позже. Но готовить ребенка к самостоятельным «выходам в свет» стоит заранее. Так, прогуливаясь вместе с ребенком, обойдите весь двор и обратите внимание на самые опасные места: люки, подвалы, чердаки, строительные площадки. Важно не просто сказать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно объяснить доходчиво, почему именно нельзя: в люк можно упасть, дверь подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда ребенок останется там в заточении.
Большую опасность могут представлять даже припаркованные возле дома машины. Обычно, малыши четко усваивают, что с движущимися машинами нужно быть крайне осторожными. А вот стоящий автомобиль не вызывает у них беспокойства. Расскажите ребенку, что автомобиль может внезапно поехать, и водитель не заметит малыша, который, играя в прятки, спрятался за багажником. Поэтому, нельзя бегать, и тем более прятаться вокруг машин, а если под машину закатился мячик, нужно обратиться за помощью к взрослым.
Детские качели, которые есть во дворе – это радость детворы и переживание родителей. Современные тяжелые железные конструкции обладают по истине разрушительной силой. И если такие качели на большой скорости ударят ребенка, это может закончиться плачевно. Поэтому, вы четко должны объяснить ребенку, что подходить к качелям можно только сбоку, а обходить их – на большом расстоянии. Садится и слезать нужно только тогда, когда качели остановлены, и ни в коем случае нельзя с них прыгать. Расскажите о том, к чему могут привести нарушения этих правил.
Катание на роликах или велосипеде – занятия полезные во всех отношениях, но, вместе с тем, довольно опасные. Прежде всего, позаботьтесь о средствах защиты маленьких спортсменов. Всевозможные шлемы, наколенники и налокотники – это не просто модные «штучки», а то, что убережет малыша не только от разбитых коленок и ободранных ручонок, но и от травм куда более серьезных.
Еще одна опасность – большие и маленькие четвероногие, причем не только бродячие, но и самые настоящие домашние. Речь не столько об опасных болезнях, которые могут переносить животные, сколько о собачьей агрессии, жертвами которой иногда становятся дети. Бесспорно, вы должны воспитывать в ребенке любовь и доверие к братьям меньшим, но ребенок должен четко знать, что собаки бывают разные и не всегда добрые. К тому же, лучше вообще не подходить к незнакомым животным. Объясните, что нельзя размахивать руками или палкой возле собаки. Она подумает, что ее хотят ударить и может укусить. Не стоит гладить и тискать незнакомую собаку. Ей это может не понравиться.

Незнакомые люди
С раннего детства ребёнок должен знать важные правила:
• Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми и ничего у них не бери.
• Никогда не садись в машину к незнакомцу и никуда с ним не ходи.
Очень важно объяснить, что незнакомый — это любой человек, которого не знает сам ребёнок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришел по просьбе мамы. Но если человек ребёнку незнаком, он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: „Я его не знаю!“ Родителям необходимо внушить ребёнку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к милиционеру.
Очень часто хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Поэтому в понятие хорошего воспитания должен входить и разговор с ребёнком, где вы объясните ему, что не будете сердиться, если он начнёт грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребёнку взрослое понятие „право на необходимую оборону“.
Научите ребёнка не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни даже тем, кто младше его. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленникам, но из-за „детского рэкета“, драк и т.д. Мальчику надо объяснить, что на его желании быть смелым кто-то может сыграть, и нужно быть смелым, но не глупым. А любая вещь, которую у него хотят отнять, стоит меньше его здоровья и безопасности, и вы не будете на него сердиться.

Воспитание иммунитета личной безопасности у ребёнка должно идти с соблюдением чувства меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно и как бы случайно. Если ребёнка запугать агрессивным миром, то он разучится рисковать (а в некоторых ситуациях риск — важнейшая часть самозащиты), станет воспринимать мир как агрессивное окружение и всю жизнь в конечном счёте потратит на борьбу с ним.
Учеба пойдет впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формулам „Запрещено“, „Нельзя“, „Ты обязан“ и т.д. Скажите ребёнку: „Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя“. Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкрепить понятными примерами — например, в ситуации „защита квартиры“ напомнить сказку про волка и семерых козлят или Красную Шапочку.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОПАЛ:
 сходите или позвоните туда, где он должен был быть, выясните, кто его видел в последний раз и где, расспросите соседей;
 проверьте наличие документов и вещей пропавшего;
 сообщите в милицию по телефону „02“ о пропаже, если у вас есть подозрения на конкретных людей, сразу о них сообщите;
 начните с помощью соседей и родственников поиски;
 напишите заявление на имя начальника вашего отделения милиции с указанием примет и приложением фотографии пропавшего, зарегистрируйте ваше заявление у оперативного дежурного;
 не прекращайте самостоятельные поиски, обратитесь в общественные фонды и частный сыск;
 в ваше отсутствие в квартире должен дежурить кто-то из соседей или родственников; при возвращении ребёнка сразу сообщите в милицию.
Самые небольшие перемены в поведении ребёнка — откуда-то взявшаяся новая вещь, царапина — могут быть важными сигналами: будьте внимательны к мелочам.
И самое главное, что все специалисты по детской безопасности единогласны в одном: как бы ни работали воспитатели, учителя, полиция, милиция и всё общество в целом, этого мало. Потому что ребёнка защищает, прежде всего, любовь родителей. Нелюбимые дети пропадают чаще, чем любимые.

АННА ВАХРУШЕВА,
ведущий психолог ТОГУ «Центр «Ради будущего»
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Почему дети нуждаются в границах?
  • Сказка для приемного ребенка
  • Тайна усыновления: за и против?
  • ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
  • Детские страхи. Что делать?